logo search
Красавина Л

Кредиты мвф странам снг (исключая россию) и балтии,

1992— май 1999 гг.

Страна

Дата предоставления кредита

Сумма

Вид кредита

млн СДР

млн долл.

Азербайджан

1995 г. 19 апреля

29,25

46

Механизм финансирования системных преобразований (МФСП), первый транш

17 ноября

87,80

132

Резервный кредит («стэнд- бай»); МФСП, второй транш

1996 г.

20 декабря

152,10

219

Механизм расширенного финансирования (МРФ). Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП)

1999 г.

26 января

56,3

79

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (компенсация непредвиденного сокращения стоимости экспорта)

Всего

325,45

476

Армения

1994 г.

14 декабря

16,88

25

МФСП, первый транш

1995 г.

28 июня

60,80

98

Резервный кредит («стэнд-бай»); МФСП, второй транш

1996 г.

14 февраля

101,25

148

МРФСП

1998 г.

22 декабря

8,1

11

МРФСП, увеличение первоначальной суммы кредита

Всего

187,03

282

Белоруссия

1993 г.

28 июля

70,10

98

МФСП, первый транш

1995 г.

31 января

70,10

103

МФСП, второй транш

12 сентября

196,28

293

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

Всего

336,48

494

Грузия

1994 г.

15 декабря

27,75

40

Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

1995 г.

28 июня

100,00

157

Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

1996 г.

28 февраля

166,50

246

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки

Всего

294,25

443

Казахстан

1993 г.

23 июля

61,88

86

Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

1994 г.

26 января

185,63

255

Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

1995 г.

5 июня

185,60

290

Резервный кредит(«стэнд-бай»)

1996 г.

17 июля

309,40

446

Механизм расширенного финансирования

Всего

742,51

1077

Киргизия

1993 г.

12 мая

43,21

62

Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

17 сентября

16,13

23

Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

1994 г.

20 июля

70,95

104

МРФСП

1995 г.

11 декабря

17,20

26

МРФСП, увеличение первоначальной суммы кредита

1998 г.

26 июня

64,50

86

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки

1999 г.

4 марта

8,90

12

МРФ структурой перестройки, увеличение первоначальной суммы кредита

Всего

220,89

313

Латвия

1992 г.

14 сентября

54,90

81

Резервный кредит(«стэнд-бай»)

1993 г.

15 декабря

45,75

63

Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

1994 г.

15 июля

22,88

34

Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

1995 г.

21 апреля

27,45

44

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1996 г.

24 мая

30,00

43

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1997 г.

10 октября

33,00

45

Резервный кредит («стэнд-бай»)

Всего

213,98

310

Литва

1992 г.

21 октября

56,93

82

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1993 г.

22 октября

51,75

72

Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

1994 г.

8 апреля

25,88

36

Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

24 октября

134,55

201

Механизм расширенного финансирования

Всего

269,11

391

Молдавия

1993 г.

3 февраля

13,50

19

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (компенсация возросшей стоимости импорта зерновых)

17 сентября

22,50

32

Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

17 декабря

74,25

103

Резервный кредит («стэнд-бай»).

Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

1994 г.

19 декабря

12,20

18

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (компенсация вынужденного увеличения импорта зерновых)

1995 г.

22 марта

58,50

91

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1996 г.

20 мая

135,00

195

Механизм расширенного финансирования

Всего

315,95

458

Таджикистан

1996 г.

8 мая

15,00

22

Резервный кредит («стэнд-бай»), первый кредитный транш

1997 г.

19 декабря

7,50

10

Помощь послеконфликтным странам

1998 г.

1 апреля

7,50

10

Помощь послеконфликтным странам, второй кредит

24 июня

100,30

134

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки

Всего

130,30

176

Туркменистан

Кредиты не предоставлялись

Узбекистан

1995 г.

25 января

49,87

74

Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

18 декабря

174,60

259

Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

Всего

224,47

333

Украина

1994 г.

26 октября

249,33

371

Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

1995 г.

7 апреля

1246,62

1960

Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

1996 г.

10 мая

598,20

877

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

1997 г.

25 августа

398,92

542

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1998 г. 4 сентября

1645,55

2200

Механизм расширенного финансирования

Всего

4138,62

5950

Эстония

1992 г.

16 сентября

27,90

41

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1993 г. 27 октября

23,25

32

Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

1995 г. 3 января

11,63

17

Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

11 апреля

13,95

22

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1996 г. 29 июля

13,95

20

Резервный кредит («стэнд-бай»)

1997 г. 17 декабря

16,10

22

Резервный кредит(«стэнд-бай»)

Всего

106,78

154

Все страны

7505,82

10857

Источник. IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington, 1992—1998.

Условия кредитов. Кредиты МВФ обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты Фонда высокую социальную цену. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются в ряде случаев составной частью международных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требования, практически выступает в качестве проводника политики Запада, в первую очередь стран «семерки».

Таблица 10.12

ФАКТИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ СТРАН СНГ И БАЛТИИ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ МВФ1, 1992—1998 гг.

(млн СДР)

Страны

Годы

1992—1998 гг.

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

млн СДР

% к итогу

% к итогу

Все страны — члены МВФ

5335,4

5313,9

5889,9

18399,3

5979,6

16843,5

21482,2

79243,8

100,00

Все страны СНГ и Балтии

769,3

1474,6

1646,0

4984,5

3503,8

1919,3

5191,1

19488,6

24,59

100,0

В том числе:

Азербайджан

67,9

53,8

76,1

30,4

228,2

0,29

1,2

Армения

16,9

30,4

33,8

16,9

37,8

135,8

0,17

0,7

Белоруссия

70,1

120,1

190,2

0,24

1,0

Грузия

27,8

50,0

55,5

55,5

27,8

216,6

0,27

1,1

Казахстан

61,9

136,1

92,8

92,8

154,7

538,3

0,68

2,8

Киргизия

43,9

9,5

30,3

16,1

32,3

10,8

142,9

0,18

0,7

Латвия

25,2

52,6

32,0

109,8

0,14

0,5

Литва

17,3

70,7

46,6

41,4

31,1

41,4

248,5

0,31

1,3

Молдавия

63,0

49,5

42,4

22,5

15,0

192,4

0,24

1,0

Россия

719,0

1078,3

1078,3

3594,3

2587,9

1467,3

4600,0

15125,1

19,09

77,6

Таджикистан

15,0

7,5

47,8

70,3

0,09

0,4

Туркменистан

Узбекистан

106,0

59,3

165,3

0,21

0,9

Украина

249,3

788,0

536,0

207,3

281,8

2062,4

2,60

10,6

Эстония

7,8

34,1

20,9

62,8

0,08

0,3

1 Исключены суммы использования странами-членами резервного транша. Включены льготные займы, предоставляемые Фондом странам-членам за счет привлеченных средств.

Источники. International Financial Statistics Yearbook 1997.

International Monetary Fund, Washington, 1997, р. 26—29;

International Financial Statistics.

International Monetary Fund, Washington, Volume LII, Number 5, May 1999, p. 16—17, 20.

Согласовав со страной-заемщицей условия кредита, МВФ как бы удостоверяет ее кредитоспособность и платежеспособность. Это открывает доступ к межгосударственным кредитам и частным займам и инвестициям, а также создает более благоприятные условия для переговоров с кредиторами относительно переоформления и рефинансирования внешней задолженности.

Основанием для предоставления России первого транша кредита (1 млрд долл.) послужило соглашение между российским правительством и МВФ, достигнутое 5 июля 1992 г. Это соглашение предусматривало сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП, кредитной эмиссии Центрального банка РФ во второй половине 1992 г. до 700 млрд руб., снижение темпа инфляции до менее 10% в месяц к концу 1992 г. Следовательно, это соглашение было основано на традиционной для МВФ монетаристской модели макроэкономической стабилизации. Однако в условиях глубокого экономического спада она оказалась непригодной.

МВФ отказался предоставить России в 1992 г. резервный кредит (3 млрд долл.) под предлогом, что политика российских властей привела к срыву достигнутого соглашения. Темп инфляции возрос до 30% в месяц в начале 1993 г. Объем ВВП уменьшился. Дефицит государственного бюджета России вместо запланированного уровня 5% ВВП, оказался вдвое выше, по некоторым оценкам, достигал 20%. Основную причину роста инфляции МВФ видел в расширении кредитов Центрального банка РФ на 20% ежемесячно.

Стремясь обеспечить реализацию токийского пакета иностранной помощи, правительство и Центральный банк РФ приняли совместное заявление об экономической политике в 1993 г. Новая экономическая концепция российских властей в основных чертах повторяла программу предыдущего года. Она содержала типичные для требований МВФ (хотя и несколько смягченные) целевые установки: понижение к концу года ежемесячного темпа инфляции до 7—9%; сокращение дефицита государственного бюджета наполовину — до 10% ВВП; ужесточение кредитно-денежной политики, что предполагало, в частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка РФ в соответствие с рыночными тенденциями; продолжение либерализации валютных и внешнеторговых операций, включая отказ от поддержания курса рубля и распространение конвертируемости рубля по текущим операциям на иностранцев; расширение масштабов приватизации и усиление роли рыночного механизма распределения финансовых ресурсов. На основе этой стабилизационной программы был получен первый транш кредита МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований (1,5 млрд долл.). Замораживание в конце 1993 г. второй половины этого кредита было вызвано неудовлетворенностью руководства МВФ ходом выполнения российскими властями их обещаний, а также результатами парламентских выборов в декабре 1993 г. и переменами в составе правительства.

Новое соглашение, зафиксированное в апреле 1994 г. совместным Меморандумом правительства и Центрального банка РФ об экономической политике в 1994 г., предусматривало: сокращение месячных темпов инфляции до 3—5% (МВФ был готов удовлетвориться 7%); ограничение бюджетного дефицита относительно ВВП однозначной цифрой; осуществление мер по повышению эффективности налоговой системы, мобилизации доходов в бюджет; либерализацию внешней торговли и валютного оборота, устранение нетарифных мер регулирования экспорта; форсирование приватизации собственности. Новое соглашение с МВФ позволило России получить вторую половину кредита в поддержку системных преобразований, а также прокладывало путь к получению обещанного кредита «стэнд-бай».

Экономические программы, выполнением которых обусловливалось предоставление кредита «стэнд-бай» в 1995 г. и кредита в рамках механизма расширенного финансирования в 1996— 1998гг., характеризуются ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и детализацией макроэкономических показателей. В 1995 г. предполагалось сократить дефицит федерального бюджета до 6% ВВП по сравнению с 11 % в предыдущем году, т.е. почти в два раза, довести его до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.

Что касается кредитно-денежной политики, то ключевым ее элементом стало полное прекращение с 1995 г. финансирования бюджетного дефицита за счет прямых, льготных кредитов Центрального банка РФ, сдерживание темпа расширения объема кредита и денежного предложения, сокращение инфляции к концу 1996г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. — до 6,9% в годовом исчислении.

Согласованные Правительством России с МВФ программы предусматривали ускорение структурных преобразований в экономике. В их числе: форсирование приватизации при обеспечении для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в этом процессе; устранение административного контроля за ценами и прибылью, за исключением нескольких естественных монополий; содействие отраслевой и технологической перестройке промышленности; радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, устранение ограничений на куплю и продажу земли; укрепление банковского сектора — повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы, повышение эффективности надзора со стороны Центрального банка РФ над коммерческими банками; принятие мер по сокращению взаимных неплатежей между предприятиями без кредитных вливаний со стороны правительства и Центрального банка РФ; секьюритизация долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей; создание более эффективной правовой и организационной основы функционирования рынка ценных бумаг.

Программы 1995—1996 гг. содержали положения, направленные на завершение процесса либерализации внешнеэкономической деятельности. Россия взяла обязательства по устранению льгот во внешней торговле, окончательной ликвидации количественных ограничений экспорта и импорта. Был ликвидирован институт специальных экспортеров стратегических товаров, включая нефть. Отменялись все экспортные пошлины, в том числе на нефть и газ, а связанные в этим потери для бюджета компенсировались повышением акцизов. Предполагалось понизить таможенное обложение импорта. По соглашению 1996 г. правительство обязалось воздержаться от количественных ограничений на ввоз алкоголя и предоставления льгот по уплате импортных пошлин на материалы для средств массовой информации. Отменялась обязательная предтаможенная экспертиза поставляемых на экспорт товаров.

Программа экономической политики России в 1998—1999 гг., которую предполагалось осуществлять при содействии дополнительной финансовой помощи со стороны МВФ и Всемирного банка, была нацелена на противодействие нараставшему в стране финансовому и валютному кризису. Особый упор делался на ужесточение финансовой дисциплины, сокращение дефицита федерального бюджета с намечавшихся в 1998 г. 5,6% ВВП до 2,8% в 1999 г. Для обеспечения этого намечалось перестроить налоговую систему, улучшить сбор налогов, что должно было привести к увеличению бюджетных доходов. С целью ослабления давления на рынок ГКО правительство предлагало в добровольном порядке обменивать их на номинированные в конвертируемых валютах еврооблигации с более длительными сроками погашения на основе рыночных процентных ставок. Все это было призвано снизить инфляцию. Структурные меры направлены на решение проблемы неплатежей, содействие развитию частного сектора, укрепление банковской системы.

Осуществление антикризисной программы было сорвано валютно-финансовым кризисом и правительственными решениями 17 августа 1998 г. Эти события стали чувствительным ударом по престижу МВФ.

Кризисная ситуация вынуждает Россию и другие государства бывшего СССР обращаться к МВФ за кредитами. Однако до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов Фонда, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их экономической и социальной политики.

Участие России в Группе Всемирного банка. Квота России .в МБРР приблизительно соответствует ее квоте в МВФ. По состоянию на 30 июня 1998 г. России принадлежат 44795 акций Банка на сумму 5,4 млрд долл. (2,9% капитала МБРР). Россия имеет одинаковое количество акций с Индией, Италией, Канадой и Саудовской Аравией, и по количеству и стоимости акций она делит с этими странами 7-е — 11-е места (первые шесть занимают США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Китай). На долю других четырнадцати стран бывшего СССР приходится 31953 акции МБРР (3,9 млрд долл., 2,07% капитала Банка). Вместе с Россией эти страны владеют 4,97% капитала МБРР.

По словам М. Картера, Директора МБРР по России, постоянного представителя в Москве, целью предоставляемых России кредитов Банка является «помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику».*

* Сотрудничество. Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. — № 1—2. — ноябрь 1997. — МБРР/Всемирный банк, Россия. — С. 2.

Порядок работы с проектами, кредитуемыми в России Всемирным банком, регулируется постановлением Правительства РФ № 395 от 3 апреля 1996 г. Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов на основе Федеральной инвестиционной программы и среднесрочной программы экономических реформ и развития российской экономики. Эта программа передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «группой семи». После консультаций с ВБ программа заимствований утверждается Межведомственной комиссией и ежегодно уточняется.

Инициирование проектов на поддержку структурных преобразований осуществляется Министерством экономики и Министерством финансов, а инвестиционных проектов — федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем предоставления заявки в Минэкономики. Заявка содержит концепцию проекта, в которую включена оценка ожидаемого эффекта от реализации проекта для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.

Согласно оценке представительства ВБ в Москве (май 1992 г.) предполагалось, что страны — наследницы СССР будут получать от него кредиты в размере 4,5—5,0 млрд долл. в год, в том числе Россия — примерно половину этой суммы. Российские власти намеревались использовать эти кредиты по четырем направлениям: жизненно необходимый импорт; структурные преобразования;

инвестиционные проекты; укрепление институциональной базы финансовой инфраструктуры. С момента выделения кредита до начала фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Банк проводит тщательные предынвестиционные исследования, проверки и ревизии предлагаемых проектов.

В рамках первой международной программы помощи России был предусмотрен кредит ВБ (с участием (ЕБРР) на сумму 1,5 млрд долл. В 1992 г. Россия подписала первые три соглашения с ВБ о выделении ей 803 млн долл. Первое соглашение от 16 ноября 1992 г. предусматривало предоставление реабилитационного займа (600 млн долл.) для оплаты импорта жизненно важных товаров и покрытия расходов, связанных со структурной перестройкой экономики. Из этой суммы 250 млн долл. были направлены на поддержание валютного рынка и курса рубля (эти средства были переведены на корреспондентские счета Центрального банка РФ в зарубежных банках и подлежали продаже на рубли на российском валютном рынке), 150 млн — для сельского хозяйства, 100 млн — здравоохранения, 50 млн — транспорта, 50 млн долл.— угольной промышленности. За счет этого кредита нельзя приобретать оружие, драгоценные металлы, табачные изделия и другие товары, не являющиеся предметами первой необходимости.

Второй кредит ВБ (70 млн долл.) был предназначен для социальной защиты граждан в период перехода к рыночной экономике (создание бирж труда, выдача пособий по безработице и т.п.). Третий кредит (90 млн долл.) предоставлялся ВБ совместно с рядом западноевропейских банков и ЕБРР (43 млн долл.) на закупку оборудования и экспертную помощь по приватизации (табл. 10.13). Условия займов были одинаковы: 7,6% годовых; срок 15 лет, включая льготный пятилетний период. Однако в 1992 г. валютные кредиты ВБ России реально не были предоставлены.

Таблица 10.13