66. Формы и методы государственного управления финансово-кредитной системой
Прямое государственное управление предполагает непосредственное вмешательство государственных органов в производственную и хозяйственную деятельность учреждений, предприятий и организаций.Отношения этих учреждений, организаций, предприятий с органами государственного управления имеют при этом для первых приоритетное значение. В результате прямого государственного управления возникает сильная зависимость учреждений, предприятий и организаций от вышестоящих управляющих органов.
В условиях прямого государственного управления доминируют административные методы управления.
Эта форма государственного управления осуществляется, как правило, "жестко" —в виде непосредственно распорядительных, императивных предписаний, запретов и т. п.
Будучи формой государственного управления общественными процессами, система государственного регулирования призвана создавать благоприятные экономические, правовые и организационные условия для функционирования учреждений, предприятий и организаций.
Осуществление государственного управления в форме государственного регулирования выдвигает на первый план экономические методы управления, осуществляется, как правило, "мягко" —в виде нормативного регулирования, рекомендаций, координации направлений, оказания помощи и т. д. и приводит к ослаблению зависимости учреждений, предприятий и организаций от вышестоящих организаций. Этот процесс в соответствующих случаях и ведет к употреблению термина "регулирование" взамен термина "управление".
Система государственного регулирования имеет богатое содержание. Она предполагает установление государством общих и специальных правил для участников административно-правовых отношений, их корректировку в зависимости от изменяющихся условий, контроль за исполнением этих правил, содействие осуществлению нужных для общества форм деятельности, а также определение приоритетов в структурной политике. Важную регулятивную функцию выполняют такие ее элементы, как налоги, таможенные пошлины, стандарты, система регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, государственные заказы и т. д.
Формы и методы государственного управления финансово-кредитной системой определяются характерными особенностями социально-экономической и политической систем, сложившихся в данном обществе.Изменения в социально-экономической и политической сферах всегда вызывают изменения форм и методов управления. Не случайно сегодня в России к вопросам управления, особенно государственного, приковано столь пристальное внимание. Переход к рыночной экономике требует развития предпринимательской инициативы, определенной экономической свободы для реализации коммерческих интересов и проектов. Нужны экономические стимулы, которые создаются не административными, а экономическими методами государственного управления. Это в полной мере относится и к финансово-кредитной системе.
- 1.Финансы как экономическая и юридическая категория.
- 2.Сущность и функции финансов.
- 3.Финансово-кредитная система государства как совокупность финансовых институтов.
- 4.Федеральные органы управления финансами
- 5. Министерство финансов Российской Федерации. Функции Министерства финансов Российской Федерации как федерального органа по управлению финансами страны.
- 6. Федеральное казначейство (Казначейство России) и его структура. Функции Главного управления и территориальных органов Федерального казначейства
- 7. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Функции Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
- 8.Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Функции Центрального банка Российской Федерации
- 9.Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов.
- 10. Счетная палата Российской Федерации как субъект финансового контроля. Компетенция Счетной палаты Российской Федерации
- 11. Аудиторский финансовый контроль как особая форма финансового контроля в Российской Федерации
- 12. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения
- 13.Государственные и муниципальные бюджеты – центральное звено финансовой системы Российской Федерации
- 14. Доходы и расходы бюджета Российской Федерации
- 15. Сущность и стадии бюджетного процесса в Российской Федерации
- 16. Внебюджетные фонды, их виды и функции
- 17. Сущность и значение государственного кредита
- 18. Классификация государственных займов. Управление государственным долгом
- 19. Бюджетные правонарушения и преступления. Ответственность за совершение бюджетных правонарушений и преступлений
- 21. Налоговая система Российской Федерации
- 22. Объекты налогообложения. Порядок исчисления налогов в Российской Федерации
- 23. Налоговые правонарушения и преступления. Ответственность за совершение налоговых правонарушений и преступлений
- 24. Финансы хозяйствующих субъектов. Финансовые взаимоотношения предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами, с коммерческими банками
- 25. Фонды предприятий и источники их формирования
- 26. Формы финансовой отчетности предприятий и организаций. Контрольно-аналитическая работа на предприятии
- 27. Банковская система Российской Федерации.
- 28. Коммерческие банки как важнейший элемент банковской системы Российской Федерации. Виды коммерческих банков
- 29.Небанковские кредитные организации и их виды
- 30. Банковская деятельность и банковские операции. Виды банковских операций
- 31. Цель формирования банковских ресурсов и их структура. Факторы, влияющие на структуру банковских ресурсов
- 32. Экономические нормативы банковской деятельности. Резервы банковской системы и их регулирование
- 33. Банковский кредит как основная форма заимствований в современной экономике. Принципы банковского кредитования
- 34. Условия современной системы кредитования. Виды и способы обеспечения возвратности получения кредита
- 35.Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования Банка России
- 36.Политика рефинансирования Банка России
- 37. Лизинг. Элементы кредитования в договоре лизинга
- 38.Ответственность по кредитному договору и последствия его неисполнения. Практика мошеннических действий при получении кредита
- 39. Сущность и роль страхования в финансовой системе государства. Финансы страховых организаций
- 40. Цель, задачи, виды и формы страхования
- 41. Страховой рынок России. Условия страхования
- 42. Инвестиционная деятельность страховых организаций. Страховые организации как крупнейшие институты коллективного инвестирования
- 43. Сущность и значение рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 44. Понятие и виды ценных бумаг, используемых в современной российской практике
- 45. Система участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- 46. Эмиссия ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- 47. Сущность акции, цели ее выпуска и размещения на рынке ценных бумаг
- 48. Сущность облигации, цели ее выпуска и размещения на рынке ценных бумаг. Государственные облигации.
- 49. Сущность векселя, цели его выпуска и размещения на рынке ценных бумаг. Вексельные операции банков.
- 50. Виды правонарушений и преступлений на рынке ценных бумаг
- 51. Валютная система Российской Федерации. Правовая основа валютных отношений
- 52. Субъекты, объекты и содержание валютных отношений. Валютный рынок и валютные операции
- 53. Валютный курс и котировки валюты (прямая, косвенная). Кросс-курсы.
- 55. Ответственность резидентов и нерезидентов за нарушения валютного законодательства Российской Федерации.
- 56. Денежная система Российской Федерации. Источники правового регулирования денежного обращения
- 57. Кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации
- 58.Безналичное денежное обращение. Формы безналичных расчетов
- 59. Межбанковские расчеты через расчетно-кассовые центры (ркц). Межбанковские корреспондентские отношения
- 60. Мошенничество с пластиковыми картами и их подделка
- 61. Экономические факторы криминализации финансово-кредитной системы.
- 62 Теневая экономика и формы ее проявления. Теневая экономика как угроза национальной безопасности государства.
- 63. Фальшивомонетничество как актуальная проблема финансовой безопасности Российской Федерации
- 64. Основные направления декриминализации финансово-кредитной системы Российской Федерации и профилактики преступности в сфере финансов и кредита
- 65. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем как преступление международного характера. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 66. Формы и методы государственного управления финансово-кредитной системой
- 67. Финансовая политика государства и ее основные направления
- 68. Система нормативно-правового регулирования финансовых отношений.