Тема 6: Бюджетный процесс.
Понятие и участники бюджетного процесса.
Стадии бюджетного процесса.
Бюджетный контроль.
Литература:
Грачева, Ивлиева, Соколова. ФП. Уч. пособие. Стр. 104 – 110
1) Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению этих бюджетов, а также по контролю за их исполнением (ч. 3 ст. 6 БК РФ).
Возникающие в процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений — органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты, на характеристике которых необходимо остановиться.
Бюджетный кодекс РФ к участниками бюджетного процесса относит:
Президента страны;
органы законодательной (представительной) власти;
органы исполнительной власти;
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;
иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные унитарные предприятия, других получателей бюджетных средств;
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент РФ; Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
финансовые органы, определяемые указом Президента страны;
органы денежно-кредитного регулирования, т. е. Банк России;
органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся: Счетная палата Российской Федерации; контрольные и финансовые органы исполнительной власти; контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Бюджетные полномочия законодательных органов включают:
рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении,
осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов,
формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и с другими полномочиями.
Бюджетные полномочия Банка России направлены на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, т. е. выполнять некоторые функции Банка России только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Большая роль по исполнению бюджета возлагается на главных распорядителей бюджетным средств.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Так, главным распорядителем бюджетных средств может быть, например, министр внутренних дел РФ.
Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены ст. 158 БК РФ.
Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 БК РФ). В системе МВД РФ, например, распорядителями бюджетных средств выступают руководители главных управлений, региональных управлений МВД РФ
Получателем бюджетных средств в бюджетном процессе выступает бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Получателями бюджетных средств в системе МВД выступают, в частности, РУВД и иные бюджетные организации.
- Тема 1. Специальные органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.
- Часть 2 — Бюджетная система Российской Федерации; часть 3 - Бюджетный процесс в Российской Федерации; часть 4 — Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- Часть 5 — Заключительные положения.
- Тема 4: Финансовый контроль.
- Тема 5. Бюджетное право. Бюджетное устройство.
- Тема 6: Бюджетный процесс.
- 2) Стадии бюджетного процесса
- Тема 7: Правовое регулирование внебюджетных фондов
- Тема 8: Правовые основы государственного кредита.
- Тема 9: Правовое регулирование страхования.
- Тема 10: Правовые основы государственных расходов
- Тема 11. Сметно-бюджетное финансирование
- Тема 12. Правовые основы банковского кредитования.
- Тема 13. Правовые основы денежной системы
- Правовые основы расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Правовое определение валюты и валютных ценностей
- Правовое регулирование валютных операций
- Валютный контроль