logo search
Otvety_GEK_EKONOMIKA

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется тем, что она в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов, которые являются переменными.

Если существует множество комбинаций применения производственных факторов для достижения определенного объема производства, то неизбежно возникает вопрос: какая комбинация из их множества будет самой оптимальной, т.е. позволяющей достичь заданного объема выпуска с минимальными издержками? Так как используемые факторы предприниматель покупает на рынке, то при выборе варианта их сочетания он должен учитывать их рыночные цены.

Динамику кривой долгосрочных средних общих издержек можно объяснить при помощи так называемого эффекта масштаба производства.

Изменение фирмой параметров своей деятельности, переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил в теории название изменения в масштабе производства. Реакция долгосрочных средних издержек на изменение масштаба производства может быть различной. Поэтому отмечается положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства.

Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия можно выделить целый ряд факторов, определяющих снижение средних издержек производства:

1 .Специализация труда.

2. Специализация управленческого персонала.

3. Эффективное использование капитала.

4. Производство побочных продуктов.

Отрицательный эффект масштаба состоит в том, что со временем расширение фирм может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции. Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями. На небольшом предприятии один единственный старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. Благодаря небольшим размерам фирмы этот администратор хорошо представляет себе весь производственный процесс и может поэтому быстро войти в курс любого направления деятельности фирмы, легко "переварить" информацию, полученную от своих подчиненных, и выработать четкое и эффективное решение.

Итак, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объема выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других - их увеличением.