logo search
1бк

4. Бесспорное и безакцептное списание со счетов клиента.

Под безакцептным списанием средств с банковского счета следует понимать такое их списание, которое производится на основании: а) норм закона и/или не противоречащих законодательству специальных нормативных правовых актов (указов, постановлений правительства, нормативных актов Центрального банка и т.п.); б) специальной нормы, по обоюдному согласию сторон включенной в договор банковского счета, о том, что банк имеет право в определенных случаях списывать со счета клиента необходимые суммы в свою пользу или в пользу иного получателя, не испрашивая дополнительно каждый раз акцепта владельца счета; в) специальной нормы, включенной в договор банковского счета, о том, что такое право получают третьи лица, определенные владельцем счета. В соответствии с п. 2 ст. 847 ГК РФ клиент может дать банку распоряжение о списании денег со счета по требованию таких лиц. При этом ГК РФ не требует обязательного сообщения банку об основаниях списания средств. Банк должен принять это распоряжение при условии, если указаны необходимые данные, позволяющие однозначно определить, имеет ли лицо, предъявившее требование, право на это. Под бесспорным списанием средств с банковского счета следует понимать такое их списание, которое также не нуждается в акцептовании плательщиком расчетного документа, однако производится на основании: а) норм законов и иных нормативных правовых актов; б) вступившего в силу исполнительного документа, подлежащего принудительному исполнению, в котором содержится требование судебного акта и/или акта другого уполномоченного органа о взыскании денег. В настоящее время в соответствии с законом и значительным числом ведомственных нормативных правовых актов бесспорно списывают со счетов, в частности: налоговые инспекции - недоимки юридических лиц по налогам и другим обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных в налоговом законодательстве;

таможенные органы - долги по таможенным платежам лиц (юридических и физических), перемешающих товары через таможенную границу РФ с коммерческой целью. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. № И9-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являются: исполнительные листы, выдаваемые судами; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений; требования контрольных органов о взыскании денег с отметкой банка (иной кредитной организации) о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если в законодательстве РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; постановления иных органов в случаях, предусмотренных в федеральных законах. По данному вопросу см. также: ^ Положение ЦБ РФ от 26.03.2003 г. № 221-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицамиНормы данного Положения действительны только в отношении рублевых счетов плательщиков; ^ разъяснение Департамента платежных систем и расчетов Банка России от 18.03.2003 г. № 17-28/195. Из него следует, в Положении ЦБ РФ № 2 предусмотрено, чтобы при расчетах по инкассо расчетные документы предъявлялись к счету должника через банк, обслуживающий взыскателя (распространяется на взыскателей, имеющих счета в банках и являющихся фактическими получателями взыскиваемых средств). Это в свою очередь означает, что порядок взыскания денег в пользу третьих лиц (в частности, взыскания налоговыми органами денег на счета для учета доходов бюджета) не соответствует общим принципам расчетов по инкассо, установленным в ГК РФ, и регулируется законами, в которых определяются полномочия соответствующих контрольных органов.

Так, согласно ст 46 Налогового кодекса Российской Федерации налог взыскивается по решению налогового органа, при этом инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денег со счетов налогоплательщика или налогового агента направляется непосредственно в банк, где открыты счета налогоплательщика или налогового агента (банк-эмитент). Следовательно, налоговым органам предоставлено право добиваться расчетов (платежей) с использованием инкассовых поручений, минуя некоторые процедуры, в ином случае обязательные для банка-эмитента (проще говоря, последний должен исполнить такое инкассовое поручение, ио вопреки тому, что записано в п. 8.5 Положения № 2, его ответственный исполнитель освобождается от обязанности проставить на всех экземплярах принятых расчетных документов отметки - штамп банка, дату их приема и свою подпись). Банк России подготовил проект нормативного акта о внесении изменений и дополнений в Положение № 2, в котором будет уточнен порядок проверки в исполняющем банке инкассовых поручений органов, выполняющих контрольные функции, и органов принудительного исполнения в связи с отсутствием отметок банка-эмитента на указанных инкассовых поручениях.