logo search
Непрочитанные лекции для студентов

Государственный и муниципальный долг

Государственные и муниципальные заимствования органов публичной власти, включая выданные ими гарантии, формируют государственный (муниципальный) долг.

БК РФ под государственным или муниципальным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц, а также другие обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Как экономическая категория государственный (муниципальный) долг представляет собой экономические отношения органов государственной власти и местного самоуправления с физическими и юридическими лицами (РФ и иностранными), иностранными государствами, МФО, иными субъектами международного права по поводу формирования дополнительных ресурсов на основе осуществления займов, получения кредитов и выдачи гарантий.

С точки зрения материально-вещественного содержания, государственный (муниципальный) долг выступает как сумма долговых обязательств государства и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами своей страны, иностранными физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и МФО по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам и предоставленным гарантиям.

Государственный (муниципальный) долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления, развитие международного сотрудничества.

Основной причиной возникновения государственного (муниципального) долга является бюджетный дефицит.

Государственный (муниципальный) долг классифицируется по следующим признакам:

  1. по уровню управления;

  2. в зависимости от объема обязательств;

  3. по срокам;

  4. в зависимости от валюты заимствований, типа кредитора и рынка заимствований.

По уровню управления (типу заемщика) различают:

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств. По структуре государственный долг РФ может включать в себя следующие виды долговых обязательств:

  1. кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

  2. государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

  3. бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов;

  4. государственные гарантии Российской Федерации;

  5. иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта РФ, включая выданные им гарантии.

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в виде обязательств по:

  1. государственным ценным бумагам субъекта РФ;

  2. бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов;

  3. кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

  4. государственным гарантиям субъекта РФ.

Долговые обязательства РФ и ее субъектов не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования, включая выданные им гарантии.

Долговые обязательства муниципального образования, составляющие структуру муниципального долга, могут существовать в виде обязательств:

  1. по муниципальным ценным бумагам;

  2. бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов;

  3. кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

  4. муниципальным гарантиям.

Долговые обязательства муниципального образования не могут превышать 10 лет.

Долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования имуществом и исполняются за счет средств соответствующего бюджета (последнее означает, что расходы по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств производятся за счет бюджета того органа власти, который осуществлял заимствования).

РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга, если они не были ими гарантированы. Т.е., каждый из уровней публичной власти не несет ответственности по долгам другого уровня власти.

Объем государственного долга РФ и объем расходов на его обслуживание не ограничиваются какими-либо нормами, однако ФЗ о федеральном бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на очередной финансовый год и каждый год планового периода, а также определяется объем средств на обслуживание государственного долга РФ.

На объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга БК РФ устанавливаются следующие ограничения:

Законодательному ограничению подлежат также расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ и муниципального долга:

Верхние пределы внутреннего и внешнего долга РФ и субъекта РФ, верхний предел муниципального долга, предельный объем расходов на обслуживание долга РФ, субъекта РФ и муниципального образования, а также верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий РФ и субъекта РФ, муниципальных гарантий утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

В зависимости от объема обязательств государственный (муниципальный) долг делится на:

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств органов государственной власти и местного самоуправления и гарантированных ими обязательств третьих лиц, включая проценты, которые начислены и должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами публичной власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований третьих лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате процентов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, по которым наступил срок оплаты.

По срокам долг подразделяется на:

В зависимости от валюты заимствований, типа кредитора и рынка заимствований долг классифицируется на:

Государственный долг (РФ и субъектов РФ) может быть и внутренним, и внешним. Муниципальный долг - только внутренним, т.е. выражается только в рублях.

В России валюта, в которой осуществляются заимствования, является главным критерием деления долга на внутренний и внешний. Исходя из этого, под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ, под внешним долгом – обязательства, возникающие в иностранной валюте. В международной практике существует и другое определение внутреннего долга как совокупного долга резидентам, а внешнего долга - как нерезидентам (вне зависимости от валюты долга - национальной или иностранной).

Резиденты:

Нерезиденты:

По своему происхождению государственный внешний долг России делится на 2 части:

Для оценки долговой нагрузки («тяжести» государственного долга РФ и субъектов РФ) наиболее часто используют следующие показатели:

  1. Абсолютная сумма долга (совокупного, внутреннего, внешнего).

  2. Отношение внешнего долга к объему ВВП (данный показатель показывает, насколько велик долг по сравнению с главным источником его погашения).

  3. Отношение внешнего долга к экспорту.

  4. Отношение расходов по обслуживанию долга к экспорту.

По международным нормам внешний долг, например, не должен превышать 50% ВВП. К условным границам опасного состояния внешнего долга принято относить также превышение суммой долга размеров экспорта более чем в 2 раза, а также превышение расходами по обслуживанию долга 20% экспорта (т.е. расходы на обслуживание долга не должны превышать 20% объема экспортной выручки). При выходе за эти границы страна теряет свою экономическую независимость.

В России действует единая система учета и регистрации государственного (муниципального) долга.

Долговые обязательства РФ учитываются и регистрируются Министерством финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ (ГДК РФ).

Государственная долговая книга Российской Федерации - книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах РФ.

Учет и регистрация государственных долговых обязательств субъекта РФ осуществляются в ГДК субъекта РФ, а долговых обязательств муниципального образования - в муниципальной долговой книге муниципального образования. Ведение ГДК субъекта РФ и муниципальной долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта РФ и финансовым органом муниципального образования.

В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Аналогичные сведения в отношении субъектов РФ и муниципальных образований вносятся соответственно в ГДК субъекта РФ и муниципальную долговую книгу. При этом в долговых книгах субъекта РФ и муниципального образования в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта РФ и муниципальных долговых обязательств.