logo search
дкб

30 Факторинговые операции коммерческих банков

Факторинг - это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный в первую очередь для новых мелких и средних предприятий. Им занимаются специальные (как и лизинговые) факторинговые фирмы, как правило, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними компаниями.

В настоящее время факторинговые операции переживают свое второе рождение в связи с возникающими в экономике проблемами неплатежей между предприятиями.

Основной принцип данных операций состоит в том, что факторинговая фирма покупает у своих клиентов их требования к своим клиентам и в течение 2-3 дней оплачивает от 70 до 90% требований в виде аванса, остающиеся 10-30% клиент получает после оплаты его требований плательщиком. При этом комиссия и процент по предоставленному финансированию удерживаются при поступлении денежных средств в оплату уступленного требования.

Понятие "факторинг" (factoring) происходит от английского слова factor - комиссионер, агент, посредник (далее - фактор) и означает выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.

Факторинг - комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента.

Экономическая эффективность факторинга проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов предприятия, оборачиваемость его капитала и тем самым рентабельность его деятельности.

В большинстве случаев поставщик очень заинтересован в сокращении кассовых разрывов, вызванных поставками на условиях открытого счета. Факторинговое обслуживание - кратчайший путь к решению этой проблемы, ибо фактор имеет возможность выплачивать авансовый платеж в размере до 85% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Оставшиеся 15% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось (схема 2.25).

Первая составляющая комиссионного вознаграждения взимается в виде процента (1,0-3,5%) от оборота поставщика, который зависит от того, насколько широкий спектр услуг предоставляет фактор. Вторая же - отражает стоимость кредитных ресурсов, используемых для авансирования. Обычно комиссия факторинговой компании за предоставление денежных ресурсов клиенту - это процентная ставка за каждый день с момента выплаты досрочного платежа до дня поступления соответствующих денежных средств на счет фактора, причем данная ставка выше ставки по коммерческим кредитам. Наличие регресса (обратного требования к поставщику) несколько снижает стоимость факторингового обслуживания, так как фактор получает некоторую дополнительную страховку от риска неоплаты денежного требования.

Факторинг - незаменимый финансовый инструмент для мелких и средних компаний. Он облегчает доступ к источникам финансирования, дает возможность сконцентрироваться на проблемах ведения и развития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету продаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них. Использование факторинга во многих случаях позволяет предприятиям снизить свои расходы на содержание особых финансовых подразделений и повысить эффективность финансового обслуживания за счет передачи их функций специализированным структурам. Коммерческие банки, занимающиеся факторингом, предлагают своим клиентам достаточно широкий набор финансовых услуг (в обмен на передачу банкам денежных требований клиентов). Таким образом, основными функциями факторинга являются:

o защита интересов поставщика путем финансирования его текущей деятельности;

o контроль над предоставленным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника;

o ведение соответствующих бухгалтерских операций;

o защита от кредитных рисков (в случае факторинга без оборота).

Факторинговые операции коммерческих банков имеют небольшую историю. В 1950-е гг. первые факторинговые операции предложили американские банки. В 1963 г. правительственная организация - контролер денежного обращения в США приняла решение о том, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности. В России факторинговые операции стали осуществляться банками с 1988 г. Первым нормативным документом, устанавливающим порядок проведения факторинговых операций, было инструктивное письмо Госбанка СССР № 252 от 12.12.1989 г. "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". Анализ содержания этого письма показывает, что факторинг рассматривался как покупка прав требования поставщика. Через некоторое время в первую часть ГК РФ вводится глава 43 "Финансирование под уступку денежного требования".