logo search
Otvety_GEK_EKONOMIKA

2. Рыночная экономика и её модели (рэ)

Рынок - это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение. Основные элементы рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция.

Признаки рынка: свобода участников, неограниченное количество участников, полная информированность участников о состоянии рынка, мобильность ресурсов.

Рыночная экономика - особый тип экономической системы, где связи производства и потребления обеспечивает платежеспособный спрос, а прибыль - ведущий мотив хозяйствования.

Рыночная экономика – экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Рыночная экономика — это качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и стадиях общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) и регулирующих функциях государственных структур. В рыночной экономике движение ресурсов предопределено состоянием платежеспособного спроса, а деньги являются основным связующим средством взаимодействия экономических субъектов.

Условия функционирования рыночной экономики:

1. Экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Каждый субъект вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги и в каком количестве производить, где и по каким ценам их реализовывать с учетом конъюнктуры рынка.

2. Рыночная экономика может эффективно функционировать, базируясь на многообразных формах собственности.

3. Необходимым условием поддержания здоровой конкуренции как одного из основополагающих свойств рыночной экономики является ликвидация монополизма в производстве и реализации товаров. Практика показывает, что для нормальной деятельности рыночной экономики необходимо, чтобы каждый субъект рынка имел не менее 5—7 конкурентов, в противном случае возможна ситуация возникновения монополии.

4. Рыночные цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения.

5. В рыночной экономике при товарном насыщении рынка начинается фактически борьба за потребителя, покупателя, производство ориентируется на них. Для реализации этой задачи выработана целая наука — маркетинг, сущность которого определяется принципом "продавать то, что, безусловно, находит сбыт, а не пытаться навязать покупателю продукцию".

6. Устойчивость финансовой и денежной системы. В механизме функционирования рыночной экономики должны быть предусмотрены экономические методы по укреплению национальной денежной единицы, преодолению дефицита госбюджета, сокращению непроизводительных расходов, созданию гибкой банковской системы, которая бы обеспечивала управление кредитом и денежной массой.

7. Открытость экономики. Данное условие реализуется путем предоставления права предприятиям и организациям осуществлять внешнеэкономические связи и операции при соблюдении установленных правил.

8. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями, полноценное функционирование товарного, финансового рынков и рынка рабочей силы. Что касается Республики Беларусь, то пока можно говорить о более или менее развитом товарном рынке.

9. Развитая инфраструктура, т.е. комплекс отраслей и хозяйственных служб, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Различают производственную и социально-бытовую инфраструктуру. Первая — это все виды транспорта и транспортного хозяйства в целом, линии электропередач, энергосистемы, средства передачи и обработки информации и иные системы, без которых не может обеспечиваться нормальное производство. Ко второй относятся отрасли торговли, здравоохранения, все виды пассажирского транспорта и связи, занятые обслуживанием населения, городские коммуникационные сооружения, общественное питание и иные службы.

10. Обеспечение социальной защищенности населения (организация рациональной занятости населения, выплаты по безработице, система компенсаций и индексаций доходов людей, поддержание должного жизненного уровня малообеспеченных граждан, семей с детьми, людей с фиксированными доходами).

11. Государственное регулирование рыночной экономики. Оно включает следующие главные направления:

-стабилизацию производства через налоговую и инвестиционную политику;

-финансирование научно-технического прогресса (политика научно-целевых программ);

-дотацию социально значимых отраслей (инвестиционная политика);

-выравнивание уровней экономического развития различных регионов (региональная экономическая политика);

-государственную поддержку конкуренции (политика демонополизации);

-стабилизацию и оздоровление денежной системы (финансовая и антиинфляционная политика);

-преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов).

-систему социальной защиты, которая является главным средством ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие системы социальной защиты населения и ее масштабы служат критерием цивилизованности рыночной экономики в данной стране.

Модели рыночной экономики:

1.Американская. «Свободная игра рыночных сил», поощрение предпринимательства, личные успехи, различие в уровнях доходов, минимальная роль государства.

2.Японская. Основана, в основном, на традициях и принципе «свободного рынка», приоритет общественных интересов, пожизненный наем, карьера зависит от количества проработанных лет, профсоюзы на предприятии, наукоемкое производство, развитие малого и среднего бизнеса.

З.Немецкая. Значительный удельный вес государственной собственности, активная рационализация производственного аппарата, законодат-во направлено на добросовестную конкуренцию, качество продукции, охрану окружающей среды, Центробанк независим от власти.

4.Шведская. Отличается сильной социальной направ-тью и мощным гос. регулированием. Высокая норма налогообложения позвол. гос. сосредотачивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на разрешение социальных проблем.

Использование мирового опыта становится своего рода императивом реформ, если попытаться оценить то состояние, в котором находится Республика Беларусь, спустя несколько лет после начала реальных рыночных преобразований. С одной стороны, за эти годы сделан огромный шаг вперед – в стране сложились основы рыночной системы. С другой стороны, данный рынок еще чрезвычайно несовершенен и "примитивен" – в стране отсутствуют многочисленные институты, опосредующие разнообразные связи между субъектами рынка, между рынком, государством и гражданским обществом, то есть институционально-законодательная среда, делающая экономику социальной и устойчивой. Беларусь не достигла пока и гипотетической середины переходного периода, и предстоит еще глубокая и длительная трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи.

Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. В этих документах определены концептуальные основы социальной рыночной экономики, разработанные научными и политическими структурами страны.

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам. Она базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.