logo search
OTVYeT_PO_FINANSAM

23. Рынок еврооблигаций: история создания, инфраструктура, участники.

Одними из наиболее недавно появившихся инструментов на рынке государственных ценных бумаг являются еврооблигации. В последнее время объемы сделок на рынке еврооблигаций невероятно быстро увеличиваются. Неудивительно поэтому, что и российские федеральные и муниципальные власти, а также предприятия стали сильно интересоваться рынком еврооблигаций, как одним из возможных факторов привлечения капитала.

Начиная с 1985 года (начала "горбачевской" перестройки и перехода на демократию и рыночные отношения) экономическое положение страны стало постепенно ухудшаться, и, в результате, экономика Советского Союза оказалась в трудном положении. Нехватка товаров, постоянно растущая инфляция, падение доходов населения, обесценивание денег и, в результате, недоверие населения правительству стали причинами экономического кризиса и многих социальных проблем. При постоянной нехватке денег в казне, советское правительство стало просить деньги у мировых финансово-кредитных институтов (таких, как Международный Валютный Фонд, Международный и Европейский Банки Реконструкции и Развития, Лондонский и Парижский клубы кредиторов), а также у ряда отдельных банков и государств. Таким образом, только в 1990-1991 годах, Советский Союз в лице министра финансов СССР В.Павлова взял кредитов на общую сумму около 40 млрд.$, скорее всего, не думая о возвращении. В основном, эти деньги были необходимы для финансирования бюджета. Кредитование целиком российской экономики продолжалось вплоть до 1994 года, естественно, в более мелких размерах - около 5 млрд.$ в год. Однако затем иностранные инвесторы стали давать деньги только под определенные проекты (строительство, разработка месторождений и т.д.). Финансировать же дефицит бюджета Минфин стал за счет выпусков собственных ценных бумаг - облигационных займов после удачного выпуска в Нижегородской области так называемых "немцовок". Так появились первые серии ГКО и ОФЗ (Государственные Краткосрочные Облигации и Облигации Федерального Займа). Их доходность была достаточно велика и привлекала немалые средства. Параллельно с бумагами федерального значения, многие регионы России стали выпускать собственные бумаги. Так, по данным на март 1997 года, из 89 субъектов федерации, эмиссию своих ценных бумаг осуществили 60. Наиболее отличились Московская, Свердловская (по 8) и Нижегородская (6 выпусков) области. Для того, чтобы расширить круг покупателей, Минфин выпустил Облигации Государственного Сберегательного Займа (ОГСЗ) - в основном для физических лиц, так как номиналы этих ценных бумаг очень удобны для населения - 100.000 и 500.000 неденоминированных рублей. Все выпущенные бумаги привлекают достаточно много денег, однако цена их была довольно высока и неудобна Правительству. С целью снижения доходности бумаг Минфин решил сделать новый шаг в истории российских заимствований - выйти со своими бумагами на внешний финансовый рынок ценных бумаг, на еврорынок.

Еврооблигации – ценные бумаги, выпущенные в валюте, являются, как правило, иностранными для эмитента и размещаемые с помощью международных синдикаторов-андерайтеров среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта так же является иностранной.

Разновидность – драгон – евродолларовая облигация, размещаемая на азиатском, японском рынке и имеющая листинг на какой-либо азиатской бирже (обычно в Сингапуре или Гонг-Конге).

Основные преимущества еврооблигаций:

- удобство обращения

- надежность эмитентов

- возможность избежать налогов

- отсутствие ограничений по объемам заимствования

Рынок еврооблигаций не подвержен национальным формам регулирования, однако рынок регулируется правилами и рекомендациями организаций, которые называются ассоциация участников международных фондовых рынков, хотя эти правила не закреплены в каких-либо международных конвенциях, все участники рынка им следуют.

Еврооблигации выпускаются, как правило, на предъявителя. Право собственности на них подвержено только фактом обладания сертификата. Это означает, что они являются привлекательными инвестиционными активами для тех, кто хочет сохранить анонимность во избежание налогообложения или по каким-либо иным причинам.

Налог на прибыль и налог на прирост курсовой стоимости отсутствует.

Недостатки выпуска еврооблигаций:

выпуск еврооблигаций связан с достаточно большими затратами; размер выпуска, начиная с которого он становится целесообразным – от 50 до 100 млн.долл.

для того, чтобы компания могла выпускать еврооблигации, у нее обычно должен быть кредитный рейтинг от одного, а желательно от нескольких рейтинговых агентств.

Основными рейтинговыми агентствами, чей результат является общепризнанным, является MODIS и стандарт эмпольс.

Само получение рейтинга может быть достаточно дорогой и длительной процедурой. Именно по этим причинам заемщиками прежде всего являются крупные ТНК, на долю которых приходится 2/3 всех еврооблигаций. Остальную часть составляют международные и правительственные организации и государственные органы.

Выпуском еврооблигаций занимаются международные синдикаты.

Еврооблигации выпускаются крупными, в основном, транснациональными корпорациями, международными организациями (например, Мировым банком) и государственными органами для продажи инвесторам во всем мире. При выпуске облигаций правительственными агентами или местными органами власти обычно требуются правительственные гарантии.

От половины до двух третьих всех еврооблигационных займов приходится на корпорации, оставшаяся часть - примерно поровну на правительства, правительственные органы и международные организации.