Бюджетный процесс
С 2007 г. ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется на 3 года (очередной финансовый год и плановый период), что обеспечит преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики, будет способствовать повышению устойчивости бюджетной системы РФ, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать среднесрочные государственные контракты, будет способствовать экономному и эффективному использованию бюджетных средств.
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением
Бюджетный процесс включает в себя следующие этапы:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение;
3) исполнение бюджетов;
4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
1 этап.
Начало бюджетного процесса – за пределами бюджетного года.
В марте Президент выступает с бюджетным посланием. С этого момента начинается бюджетный процесс следующего года. Заканчивается первый этап 26 августа в 2400.
До 26 августа проект бюджета должен быть внесен в ГосДуму.
2 этап.
С 26 августа по 31 декабря. Состоит из нескольких подэтапов:
Рассмотрение бюджета в 3х чтениях.
Бюджет должен быть принят до 15 декабря. Остальные 15 дней даются Совету Федерации рассмотреть и одобрить бюджет и Президенту РФ подписать и опубликовать его.
Если Государственная Дума не принимает бюджет до 15 декабря, то она обязана принять закон о финансировании расходов в первом квартале следующего года. При этом должны финансироваться только текущие расходы и часть капитальных расходов, которые финансировались еще в прошлом году.
Сумма финансирования в первом квартале определяется следущим образом:
Аналогично происходит рассмотрение и принятие бюджетов на всех уровнях бюджетной системы.
3 этап.
Совпадает с финансовым годом (который в РФ совпадает с календарным годом) – это исполнение бюджета (1 января – 31 декабря).
4 этап.
В мировой практике и в РФ до 2000 г. был счетный период, т.е. январь относился ко времени, когда подводились итоги за предыдущий финансовый год, т.е. уплата долгов, …
С 2000 г. счетного периода не стало. У нас есть 5 месяцев (до 1 июня), когда Минфин составляет отчет об исполнении бюджета, после чего в течение 4,5 месяцев Счетная Палата проверяет его и еще 1,5 месяца предоставляется ГосДуме, чтобы принять отчет.
Таким образом, 10+12+11=33 месяца длится бюджетный процесс одного года.
На практике четвертый этап прошли бюджеты только 1999 г. и 2000 г.
Таким образом, из бюджетов, начиная с 1992 г., были закрыты только 2 бюджета, поэтому сейчас можно вносить поправки в бюджет 1993 г., 1994 г.
- Основная литература:
- Денежный оборот
- Структура денежного оборота
- Каналы движения денег
- Денежная система Российской Федерации
- Денежно-кредитная политика
- Коммерческие банки как основное звено банковской системы
- Виды коммерческих банков и их характеристика
- Операции коммерческих банков
- 1.2. Кредит как экономическая категория. Структура кредита. Формы и виды кредита. Роль, значение и границы кредита
- Стадии движение кредита
- Структура кредита
- Формы и виды кредита
- 3. Банковский кредит - основная форма кредита в рыночной экономике. В качестве субъектов банковского кредита выступают: банк как кредитор, а предприятия, организации, население в качестве заемщика.
- Роль, значение и границы кредита
- 1.3. Финансы как экономическая категория. Функции финансов. Система финансов. Финансовая система
- Система финансов
- Финансовая система
- Центральный банк рф
- Понятие «бюджет» и принципы его формирования
- Бюджетная классификация
- Бюджетная система
- Бюджетное устройство
- Межбюджетные отношения
- Ненефтегазовый дефицит бюджета
- Совокупный объем средств Стабилизационного фонда рф
- Бюджетный процесс