Часть 1 Основные положения и принципы социального государства
Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Социальное государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий – богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
.. Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:
экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
гендерное равенство мужчин и женщин;
участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.
.2. Критериями оценки степени социальности правового демократического государства также являются:
соблюдение прав и свобод человека;
проведение активной и сильной социальной политики;
обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;
гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;
соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;
гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;
права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
.3. На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты:
.3.1. В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.
.3.2. В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.
.3.3. В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.
.3.4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
.3.5. В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.
.3.6. В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.
.3.7. В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
.3.8. Разработка и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.
.4. Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности осуществляется на основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию.
.5. Важное значение имеет развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно–коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - учреждений и предприятий социального обслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и услуг по доступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
.6. Неотъемлемой функцией социального государства является проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, воспитание молодежи в лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной культуре, развитие их гражданской и трудовой активности, создание условий для широкого вовлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом. Государственная молодежная политика должна быть направлена на социализацию молодежи, ее социальное становление посредством включения в процесс реализации социальной политики. Необходимо обеспечить участие молодежи в государственном управлении.
.7. Важнейшим инструментарием при согласовании противоречивых интересов труда и капитала является социальное партнерство, которое как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству. Участие власти в регулировании трудовых и связанных с ними экономических отношений на равноправной и равноответственной основе с другими субъектами этих отношений - работниками в лице их профсоюзов и работодателями ведет к ограничению стихии рынка и одновременно не позволяет развиваться админитративно-командным методам управления.
.8. Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.
.9. Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина.
.9.. Социальная ответственность органов власти. Государственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления:
несут ответственность за реализацию разрабатываемых ими социальных программ;
обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);
контролируют соблюдение государственных социальных стандартов, расходование бюджетных средств, предназначенных на социальные нужды;
выполняют другие функции социального характера, предусмотренные законодательством, соглашениями и договорами социальных партнеров.
Распределение социальной ответственности между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальная ответственность государства при ратификации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;
Европейская социальная хартия 1961 года (в ред. 1996 г.);
Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года;
Кодекс социального обеспечения 1990 года;
Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 года;
Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 году;
Конвенции и рекомендации МОТ.
Социальное государство должно ответственно подходить к выполнению всех ратифицированных Россией конвенций ООН, затрагивающих социальные права граждан, и принятых на себя обязательств в социальной сфере в рамках международных соглашений со странами СНГ.
В деятельности российского государства должны также учитываться рекомендации итоговых документов глобальных международных форумов последних лет, в их числе таких, как:
Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.);
24-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам социального развития (Женева, 2000 г.);
4-я Всемирная встреча по положению женщин (Пекин, 1995 г.);
23-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению женщин (Нью-Йорк, 2000 г.);
Ассамблея тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.);
27 -я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 2002 г.);
2-я Всемирная Ассамблея по проблемам старения населения (Мадрид, 2002г.).
Актуальность социальной ответственности государства при ратификации международных норм и соглашений значительно возрастает в условиях глобализации и предстоящего присоединения России к ВТО.
Российское государство должно ответственно относиться к признанию международных правовых норм и соглашений в социальной сфере. Ратификации каждого конкретного документа должна предшествовать экспертная оценка финансовых расходов и возможностей государства, связанных с реализацией его дополнительных обязательств перед международным сообществом.
.9.2 Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заключается в:
обеспечении выпуска качественной продукции и в борьбе с контрафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными продовольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящими ущерб здоровью граждан;
своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для воспроизводства рабочей силы;
обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;
поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;
софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;
своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;
адресной поддержке беднейших слоев населения;
развитии и софинансировании объектов социальной сферы;
развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;
софинансировании добровольных видов страхования работающих;
осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);
благотворительной деятельности.
Социальная ответственность бизнеса – это его активное участие в финансировании социальной сферы в дополнение к социальным затратам государства.
.9.3. Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с другой – перед своими близкими.
Перед обществом социальная ответственность выражается, прежде всего, в соблюдении законов и других правовых норм, а также в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.
Перед своими близкими, в первую очередь перед семьей, социальная ответственность гражданина выражается в посильной заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей и солидарной ответственности поколений.
.10. Важнейшим фактором и условием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду всего экономически активного населения. Для осуществления конкретных задач социального государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирования ресурсных источников, в качестве которых используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов, софинансирование граждан, а также благотворительные средства работодателей. Проводимая государством бюджетная, налоговая и ценовая политика, а также кредитно–денежное регулирование экономических отношений должны активно содействовать решению главной задачи – повышению благосостояния всего российского народа.
.11. Важнейшим средством для функционирования социального государства является его правовое обеспечение.
Социальное государство – это современный тип правового государства, целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. В социальном государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных Конституцией РФ прав и свобод и обеспечен высокий уровень правовой защищенности всех граждан.
Социальное государство – не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество и экономика, сохраняя постоянную взаимосвязь между ними. Наиболее сложная задача при этом – соблюдение постоянного баланса между рыночной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею. А основная проблема – установление границ, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой – обязано правовыми мерами обеспечить каждому человеку реализацию его права на достойную жизнь.
.12. В числе базисных, важнейших особенностей социального государства – участие общественных объединений, в том числе политических партий, социальных движений и фондов, Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в формировании и функционировании гражданского общества. При этом важная роль в управлении производством, общественной и государственной жизнью отводится профессиональным союзам Российской Федерации.
- Совет федерации
- Введение
- Принципы организации социального страхования
- Институциональные проблемы становления социального страхования в России как социального государства
- Предложения по законодательному регулированию и развитию социального страхования
- Основные тенденции на рынке труда в государствах Содружества
- Спрос и предложение рабочей силы
- Безработица
- Профессиональная подготовка безработных
- Трудовая миграция
- Работа профсоюзов по содействию занятости населения
- Динамика численности экономически активного и занятого населения (в среднем за год, млн. Человек)
- Распределение занятого населения по секторам экономики (в процентах к общей численности занятого населения)
- Отраслевая структура занятого населения в процентах к итогу
- Спрос и предложение на рынке труда в государствах Содружества (на конец года)
- Численность безработных в странах снг (на конец года)
- Социальное государство: перспективы его становления и развития в России17
- Глава 7 Кодекса посвящена коллективным договорам и соглашениям. В ней дано понятие коллективного договора и, что очень важно, - содержание и его структура.
- Концепция социального государства Российской Федерации20 Содержание
- Введение
- Часть 1 Основные положения и принципы социального государства
- Часть 2
- Механизмы реализации
- Основных положений и принципов
- Социального государства
- 2.6. Необходимо создание нового и совершенствование действующего законодательства, обеспечивающего соблюдение следующих постулатов и правил:
- 2.7. В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.
- Заключение
- Состав временного творческого коллектива21 по разработке Концепции социального государства Российской Федерации