Антимонопольная политика Как вы уже знаете, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.
Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Число фирм | Множество мелких фирм | много фирм | несколько крупных фирм | одна крупнейшая фирма |
Тип продукта | одинаковый | дифференцированный | одинаковый или дифференцированный | уникальный |
Условия вступления в рынок | очень легкие | сравнительно легкие | существенные препятствия | очень трудные |
Контроль над ценами | отсутствует | ограничен возможностью замены товара | приоритет ценового лидера | полный контроль |
Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это — снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот — поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, к т.д.
Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель — регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.
В хозяйственной практике российской экономики важно понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35 %), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП («крупным слиянием» признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35 % акций). ГКАП может принимать решения и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона.
- 16. Экономические системы: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная: сущность и значение
- 17. Типы экономических систем, их сущность и значения.
- 18. Модели экономических систем
- 19. Экономическая сущность рынка. Функций рынка. Классификация рынка. Сущность инфраструктуры рынка.
- 20. Деньги как экономическая категория. Эволюция денег. Стоимость и цена. Виды цен.
- Виды цен
- Розничная цена
- Оптовая цена
- Закупочная цена
- 21.Функций денег. Закон денежного обращения. Основные функции денег
- Закон денежного обращения
- 22. Денежная система. Характеристика и структура денежных агрегатов. Сущность денежного рынка.
- 23. Денежно-кредитная политика: основные направления. Принцип кредитования. Формы кредита.
- 24. Банки и их функций. Сущность банковской системы. Коммерческие банки и их основные функций.
- 25. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 26. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
- 27. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения. Механизм рыночного равновесия.
- 28. Понятие конкуренций. Условие возникновения конкуренций. Виды конкуренций: совершенная и несовершенная.
- 29. Монополистические объединения: характерные черты и сущность.
- 30. Антимонопольное законодательство. Методы антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика. Формы государственного регулирования экономики.
- Антимонопольная политика Как вы уже знаете, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.