Нормативная база.
Нормативно-правовую базу валютного контроля составляют:
-
Федеральные законы;
-
Многочисленные подзаконные акты;
-
Международные договоры РФ;
-
Инструктивный материал уполномоченных государственных органов.
Насчитывается около 150 основных нормативных актов. Всего на начало 2005 года насчитывается около 1550 нормативных документов, регулирующих валютные операции и внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ, из них действующими являются 1170.
Среди таких документов можно выделить по видам и количеству:
-
Закон – 30 шт.
-
Указ Президента – 38 шт.
-
инструкция - 38 шт. (14 – ЦБ РФ);
-
положение - 58 шт. (24 – ЦБ РФ);
-
порядок - 24 (4 – ЦБ РФ);
-
указание - 113 шт. (100 – ЦБ РФ);
-
распоряжение - 37 шт. (4 – ЦБ РФ);
-
постановление - 126 шт.;
-
письмо - 418 шт. (243 – ЦБ РФ).
Таким образом, из общего количества нормативно-правовых документов 2/3 принадлежит ЦБ РФ. После принятия новых нормативных актов в 2004г., которые способствуют либерализации регулирования валютных операций, количество действующих нормативных документов сократилось, что способствует повышению функциональности системы регулирования в целом. До этого большое количество документов, зачастую взаимоисключающих друг друга, вводило в заблуждение, усложняло восприятие участниками ВЭД порядка проведения валютных операций.
К числу основных, из группы федеральных законов, можно отнести:
-
173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле». Вступил в силу с 18.6.2004
-
Таможенный кодекс РФ 61-ФЗ от 28.5.2003
-
164-ФЗ от 8.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Вступил в силу с 16.6.2004
-
86-ФЗ «О ЦБ РФ» от 10.7.2002
-
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» 195-ФЗ от 30.12.2001
Во исполнение и развитие действующих законов формируется свод подзаконных актов.
В качестве основных нормативных актов органов валютного контроля можно выделить:
-
Инструкция ЦБ РФ № 111-И от 30.3.2004 Об обязательной продаже экспортной выручки
-
Инструкция ЦБ РФ № 113-И от 28.4.2004 О порядке работы обменных пунктов
-
Инструкция ЦБ РФ № 114-И от 1.6.2004 О порядке резервирования
-
Инструкция ЦБ РФ № 116-И от 15.6.2004 О видах спец. Счетов
-
Инструкция ЦБ РФ № 117-И от 7.6.2004 О порядке предоставления документов валютного контроля и оформления паспортов сделок
-
Положение ЦБ РФ № 258-П от 1.6.2004 О порядке предоставления документов валютного контроля
-
Положение ЦБ РФ № 169-П от 19.12.2001 Об установлении ЦБ официальных курсов иностранных валют
-
Положение ЦБ РФ № 77-П от 16.6.1999О порядке проведения торгов на единой торговой сессии
-
Указание ЦБ РФ № 1465-У от 29.6.2004 Об установлении требований о резервировании
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ
Общие положения:
Целью ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества
В ФЗ закреплены следующие основные понятия:
-
Валюта РФ
-
Иностранная валюта
-
Внутренние и внешние ценные бумаги
-
Валютные ценности
-
Резиденты и нерезиденты
-
Уполномоченные банки
-
Валютные операции
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с ФЗ являются:
-
приоритет экономических мер реализации государственной политики в области валютного регулирования
-
исключение неоправданного вмешательства гос-ва в валютные операции резидентов и нерезидентов
-
единство внешней и внутренней политики
-
единство системы валютного регулирования и валютного контроля
-
обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов
-
все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и подзаконных актов толкуются в пользу резидентов и нерезидентов
-
если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются без ограничений
-
не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении индивидуальных разрешений
-
валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений за исключением операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России
Ограничения на проведение валютных операций: в ст. 7 отражены ограничения, устанавливаемые Правительством РФ.
Правительство РФ осуществляет регулирование валютных операций и движения капитала путем внесения хозяйствующим субъектом суммы резервирования, не превышающей в эквиваленте 50% суммы валютной операции на срок до исполнения обязательств, но не более 2х лет, в случаях предоставления резидентами нерезидентам:
-
отсрочки платежа на срок более 3х лет при экспорте товаров, указанных в разделах 16, 17 и 19 ТНВД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности)
-
коммерческих кредитов на срок более 3х лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах 16, 17, 19 ТНВД
-
отсрочки платежа на срок более 5 лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы
-
отсрочки платежа на срок более 180 дней, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности
-
коммерческих кредитов на срок более 180 дней в виде предварительной оплаты, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности
Ограничения, устанавливаемые Правительством при расчетах и переводах при приобретении резидентами у нерезидентов долей вкладов, паев в имуществе юр. лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества могут заключаться либо в установлении требования об использовании спец. Счета резидентом, либо в установлении требования об резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте суммы 100% от суммы валютной операции на срок не более 60 дней.
Ограничения, которые установило Правительство:
-
постановление Правительства № 204 от 11.4.2005 – устанавливает резервирование резидентам 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней, если эта валютная операция связана с приобретением резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юр. лиц и при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами
-
постановление Правительства № 32 от 16.5.2005 – при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами, при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать 10% на срок не более 15 календарных дней. При этом под внешнеторговой деятельностью понимается передача нерезидентам прав на интеллектуальную собственность, а также выполнение нерезидентами работ, услуг
Ст. 8 173-ФЗ. Ограничения устанавливаемые Банком России.
ЦБ сможет также устанавливать требования об использовании спец. счетов и резервировании. Требования об использовании спец. счета резидентом может быть установлено ЦБ при регулировании след. операций:
-
расчетов и переводов при предоставлении, получении кредитов и займов в иностранной валюте
-
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг и исполнения резидентами обязательств по ним
-
операции кредитных организаций, за исключением банковских операций
Требование об использовании спец. счета нерезидентом может быть установлено при регулировании следующих операций:
-
расчетов и переводов при предоставлении, получении кредитов, займов в валюте РФ
-
операции с внешними и внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг и исполнения резидентами обязательств по ним
Также ЦБ может использовать в качестве меры регулирования по указанным выше операция установление требования резервирования суммы, не превышающей в эквиваленте 100% на срок не более 60 календарных дней или суммы, не превышающей 20% от суммы валютной операции на срок не более года. На данный момент ЦБ издал в соответствие с требованиями, рассмотренными выше, Указание № 1465-У, которое накладывает определенные ограничения на проведение валютных операций. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ на день внесения суммы резервирования. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в рублях. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня после внесения суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в ЦБ. На сумму резервирования проценты не начисляются.
Ограничения, установленные прямо в законе:
Согл. Ст. 9 валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
-
операций по сделкам между уполномоченными банками
-
операций между резидентами и уполномоченными банками (кредиты, внесение/снятие с использованием банковских счетов, гарантии, векселя, валютно-обменные операции и иные операции, отнесенные законодательством к банковским)
-
средств, находящихся в банках за пределами РФ
-
некоммерческих операций (передача в дар валютных ценностей РФ или ее субъектам; близким родственникам, завещание, наследование, покупка/продажа коллекционных монет, перевод средств без открытия счета до 5 тыс. долларов)
-
операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли
-
операции между комиссионерами, агентами, поверенными
-
операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования груза ввозимого/вывозимого в/из РФ
-
операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ
-
операции юр. лиц с внешними ценными бумагами, при условии осуществления расчетов в рублях
-
операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в бюджеты всех уровней
Резиденты открывают без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами организации экономического сотрудничества и развития или группы разработки финансовых мер с отмыванием денег. Нерезиденты вправе осуществлять без ограничения между собой расчеты в иностранной валюте. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами обеспечить:
-
получение от нерезидентов средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, услуги и т.п.
-
возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ товары, невыполненные работы, услуги и т.п.
Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ. Объектом обязательной продажи является валютная выручка, поступившая резиденту за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результаты интеллектуальной деятельности. В настоящее время размер обязательной продажи составляет 10% (с 26.12.2004 согл. 1520-У)
- Сущность валюты Понятие валюты
- Классификация валют
- По качеству
- По использованию валютных операций
- Курсы валют
- Факторы, влияющие на курсы валют:
- Международная валютная система и валютные отношения
- Золотой стандарт
- Валютные блоки
- Бреттон-Вудская валютная система
- Ямайская валютная система
- Европейская валютная система (евс)
- Мировой валютный рынок (мвр)
- Международный платежный баланс и его составные части
- Международные финансово-кредитные организации
- Валютное регулирование в России Валютный рынок рф.
- Методики определения курса рубля к доллару сша.
- Регулирование валютных операций в России
- Основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности
- Понятие валютного контроля
- Нормативная база.
- Участники валютных операций.
- Банковская система в валютном регулировании Центральный Банк России
- Организация валютного контроля в рф
- Открытие валютного счета в уполномоченном банке
- Порядок проведения операций с безналичной иностранной валютой
- Ведение валютно-финансовой документации и отчетности