logo search
OTVYeT_PO_FINANSAM

35. Ipo как механизм привлечения финансовых ресурсов на международном рынке

IPO – публичное первичное размещение акций компании , являющееся одним из основных инструментов привлечения финансирования, к которому обращаются компании, заинтересованные в инвестировании. После проведения IPO компания становится публичной, а отчетность ее прозрачной. Способы первоначального публичного предложения акций можно классифицировать:

  1. по месту размещения:

- на российском рынке

- на зарубежных рынках

  1. по схеме обращения акций на организованном рынке:

- путем листинга ЦБ на фондовой бирже

- путем выпуска депозитарных расписок на ЦБ эмитента

IPO считается одним из самых дорогих способов привлечения финансирования.

Так же при проведении IPO компания может достичь следующих целей:

  1. создание механизма формирования рыночных цен на акции компаний

  2. улучшение финансового состояния компаний, повышение финансовой устойчивости

  3. улучшение имиджа и повышение престижа компании

  4. привлечение стратегических инвесторов, расширение круга кредиторов и контрагентов

  5. повышение эффективности контроля и управления

Для успешного выхода на фондовый рынок для проведения IPO, компания должна удовлетворять определенным требованиям:

1.иметь устойчивую позицию на рынке, занимать значительную рыночную долю

2.иметь достаточный размер бизнеса

3.иметь оптимальную структуру финансирования

4.иметь современные организационную систему управления, в том числе соблюдать принципы корпоративного управления, раскрывать информацию, реализовывать дивидендную политику

5.рентабельность бизнеса должна быть не ниже средней по отрасли

6.должна составлять финансовую отчетность по международным стандартам и иметь четкую стратегию развития

При проведении IPO широко используются следующие схемы:

  1. Классическая: новым инвесторам предлагают дополнительно выпущенные акции, т.е. происходит выпуск новых акций, размещаемых по открытой подписке через фондовую биржу.

Эта схема имеет следующие преимущества:

- прозрачность и понятность денежных потоков и передачи акций

- вновь выпущенные акции свободны от рисков, связанных с их предыдущими владельцами

  1. С участием акционеров: представляет собой предложение новым инвесторам уже выпущенных акций, которые продаются кем-либо из уже существующих акционеров. Новый же выпуск акций размещается уже после продажи ранее выпущенных акций инвесторам.

К недостаткам данной схемы можно отнести:

- сложность ее реализации

- необходимость вовлечения в схему существующих акционеров, которые вынуждены взять на себя определенные риски (существует вероятность, что в ходе продажи акций акционеры могут потерять контроль над компанией)

  1. Выпуск депозитарных расписок на акции компании (американские депозитарные расписки, глобальные депозитарные расписки, европейские депозитарные расписки)