1. Понятия государственного сектора, государственной собственности, функции государства
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты 17 века − пионеры нормативной экономической теории писали, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство достижения социальной справедливости.
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов были забыты. Подход основоположников классической экономики (18 век), ограниченного вмешательства государства в экономическую жизнь, имеет историческое объяснение. В экономическом смысле свобода предполагает две основные составляющие: охраняемые законом право частной собственности и независимости принятия решений. В 18 - 19 веках, экономическая роль государства в основном ограничивалась защитой первичных прав. 20 век был ознаменован почти всеобщим увеличением экономического присутствия государства.
Со второй половины 19-го века, национальное производство достигло великих масштабов. Конец века связан со скачком в научно - техническом развитии и появлении ряда новых отраслей, т. е. углубление общественного разделения труда. Все эти обстоятельства привели к необходимости координации, поддержания пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании. [23, с.22-23]
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.
Усиление государственного регулирования продиктовано целями подготовки к войне, поддержание обороноспособности. Разработана целая система мер, в том числе принудительного картеля (Германия), протекционизма (Япония). Сформированный военно - промышленный комплекс, который тесно связан с правительством.
Государственное регулирование экономики было необходимо для реализации социальной политики, в общей стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребления или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка бедных и так далее.) невозможно без использования государственных инструментов и организаций.
И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночной экономики является моделью системы с законодательной, исполнительной и надзорной функциями.
С развитием рыночной экономики возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на основе частной собственности. Была необходимость значительных инвестиций, предельных или неэкономичных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальном масштабе. Промышленность и общий экономический кризис, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, повышенная конкуренция на мировых рынках требовали экономическую политику от правительства.
Теоретически понятие государственной экономики шире понятия государственного регулирования экономики, так как первое может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство в социально - экономические процессы немыслимо. Давно ведется дискуссия не о необходимости государственного регулирования экономики, а о ее масштабах, формах и интенсивности. Таким образом, термины "государственное регулирование экономики" и "государственной экономической политики» в наше время идентичны. [12, с.22-23]
В нормативных актах в настоящее время существуют различные толкования термина "государственный сектор экономики". В соответствии с наиболее общим определением данный термин включает в себя государственное унитарное предприятие (на праве хозяйственного ведения и оперативного управления), государственные учреждения, компании (открытое акционерное общество) с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала, а также акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.
Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. В дополнение к имущественным отношениям, вытекающим из владения, пользования и распоряжения государственным унитарным предприятиям, отношения государственного сектора появляются в отношении участия государства в управлении капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не собственностью. С другой стороны, есть объекты государственной собственности, не принадлежащие непосредственно к государственному сектору.
В дополнение к участию государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует в качестве независимого хозяйствующего субъекта − так называемого общественного сектора
Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.
Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:
1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).
Текущее состояние управления государственным сектором указывает на отсутствие каких - либо специфического механизма контроля над конкретными госпредприятиями.
Реальное положение унитарных предприятий не отличается от положения хозяйствующих субъектов частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются налоговыми платежами в бюджет. Система управления компаниями с преобладающей долей государства в общем количестве голосующих акций не выявляет достоверных различий между положением всех акционеров и частных акционеров, поскольку имущественные права регулируемые государством закреплены в общих нормативных законодательных актах об акционерных обществах.
Характер взаимодействия государства и госпредприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть госпредприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность.
Одним из перспективных направлений в государственном секторе − создание вертикально интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку эти структуры могут сформировать сеть филиалов, контролируемых частным капиталом, они широко распространены на практике. По мнению некоторых экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом оставалась под контролем государства.
Функции государства − это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства [4, c. 37].
1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере − в экономике, политике, охране природы и др [5, c. 39].
2. В функциях объективно выражается самая глубокая и устойчивое в государстве − его сущность. Поэтому, с точки зрения функций можно узнать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
При выполнении своих функций, государство, таким образом, решает свои задачи по управлению обществом и его деятельность становится практичной.
Функции государства, по существу, цель. Они обусловлены взаимодействием законов общества и государства, и потому, последний не имеет выбора, кроме как выполнять их или не выполнять. Отказ заявить свои функции, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в социальной жизни. Так что, если государство перестанет выполнять функции правоохранительных органов, общества неизбежно будет дестабилизировано, перейдя в анархию, что приводит к его разрушению.
В то же время, объективный характер функций государства не означает, что они реализуются против воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень высока. Государство только тогда эффективно работает, когда его функции полностью соответствуют объективным потребностям общества. Таким образом, первая цель, должны быть удовлетворены социальные потребности, и лишь потом функций государства и механизм их реализации. И все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются обществу различной степени тяжести последствий [16, c. 10].
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача − это то, что требует разрешения, а функция − вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых − к возникновению других.
Каждая функция государства имеет свой собственный объект влияния и свое содержание. Объект − специфическая сфера общественных отношений, на которую направлено влияние правительства (экономических, культурных и других.). Объекты и служат критерием, отличающих функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, что управляет его действиями в данной области, чем именно занимаются его соответствующие органы [18 c. 7].
Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные стороны, два начала – общесоциальное и классовое. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое – его классовыми противоречиями.
До недавнего времени не принято считать, что все государственные функции являются производными от классовых антагонизмов, есть классовый характер, что нет и не может быть никаких сверх - классов, общие социальные функции. Это искаженное представление о сфере взаимодействия общества и государства. На самом деле, даже общество разделенное на классы, представляет собой единый, цельный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и население сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может выполнять общие социальные мероприятия, не может действовать в ряде областей, оно представляет интересы всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Уже в восточные деспотические рабовладельческие государства выполнялась экономическая функция − организация общественных работ для строительства каналов и плотин, осушения болот и др. Феодальное государство также пытались регулировать социально-экономическую жизнь страны (политику протекционизма, делая отдельные шаги в области образования и здравоохранения). Все это обеспечивало государству верховенство закона, без которого не может обойтись любое общество [15, c. 12].
Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука) [25, c. 43].
По направленности государственных функций делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции, направленные на решение внутренних проблем страны, показывают степень активности воздействия государства в данном обществе, а также внешние − установить и поддерживать определенные отношения с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны друг с другом, дополняют друг друга.
Среди внутренних можно выделить защитную функцию − защита существующих форм собственности, безопасность (защита) закона и порядка, охрана природы и окружающей среды, экономических, социально-культурных и других функций.
Защита существующих форм собственности − функция, присущей всем государствам, потому что они охраняют и защищают свой экономический фундамент. А в обществах, где главный экономический потенциал сосредоточен в руках одного класса с другим (в эксплуатации обществ), общественная деятельность, направлены на защиту раба, феодальной, капиталистической частной собственности, к нарушениям которых устанавливают более строгие меры наказания, чем нападения на другие ее виды. В демократических обществах, принцип равной правовой защиты всех форм собственности. Охрана правопорядка – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.
Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, с учетом интересов производителей и соответствия потребителей. Оно защищает права и интересы граждан − вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускается к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, лицензии на производство многих видов потребительских товаров и торговли этими товарами, контроль за экспортом и импортом отдельных видов товаров стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Экономическая функция на спрос приводит к развитию общества в целом [12 c. 3].
С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение − устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.
В последние десятилетия, многие из развитых стран мира активно выполнять функцию научно-технического прогресса. Постоянно расширяя сферу научно-технического исследования, проведенного при поддержке государства. Это связано с тем, что текущий уровень исследовательских и экспериментальных работ значительно увеличивается. Таким образом, государство берет на себя обязательство содействовать развитию технического прогресса, почти платя за фундаментальные теоретические исследования.
Внешние функции государства традиционно защита страны от нападения извне; проведение завоевательных войн; предоставление дипломатических отношений. В наше время, в связи с образованием мирового рынка усиливается межгосударственное справедливой торговли, развития системы коллективной безопасности, созданной международных миротворческих сил. Все это привело к соответствующим внешним функциям.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. [19 c. 97].
Место и роль государства в рыночной экономике
Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). В XX веке роль и функции государства существенно изменились.
Сглаживание, предотвращения негативных последствий рыночных регуляторов −цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства):
• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
• защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, до сих пор антимонопольные мероприятия служит для поддержания определенной конкуренции, становится функцией государства;
• перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);
• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
• изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. [8].
Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. В XX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.
Государственный сектор на основе государственной собственности, который распространен в областях экономики, имеет большое народнохозяйственное и социальное значение в капиталоемких, низкорентабельных или убыточных отраслях, не выгодных для частного сектора. (Это частично объясняет низкую эффективность государственных форм собственности по сравнению с другими). [25, c. 120].
Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики:
• производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.). Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности;
• социальная (непроизводственная) инфраструктура – образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.;
• новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу – атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.
В некоторых странах, значительная доля государственной собственности в добывающей промышленности, в связи с их высокой капиталоемкостью и низкой рентабельностью.
Границы государственного имущества в подвижной рыночной экономике варьируется в зависимости от того, как сочетается частная собственность, в целях лучшего решения проблем по стабилизации экономики, роста социально-экономической эффективности, предотвращения отставания от других стран. В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора. В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14, Италии – 20, Великобритании – 16,7, Австрии – 24%.
Государственные предприятия отличаются от частных, так как они не ставят в качестве приоритета максимизацию прибыли, и подчиняют свои финансовые интересы политическим и социальным целям. В первую очередь, для обеспечения максимальной социально-экономической выгоды и содействия национальным целям. [8].
Государство в рыночной экономике является производителем общественных благ и услуг (товаров). Особенность общественных благ является то, что их полезность простирается более чем на одно лицо (национальная оборона, защиты от наводнений и т.д.). Производство таких товаров, как правило, не в пользу частного сектора, но они необходимы для общества в целом, так и государство берет на себя их производства.
Если мы сравним социальные и индивидуальные (личные) преимущества, в первую очередь характеризуется следующими:
• неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ;
• неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);
• с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);
• выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).
Наряду с прямыми хозяйственной деятельности, государство выполняет обширную регулирующую функцию, влияя на частный сектор в целях достижения определенных результатов. [8].
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе соответствующего законодательства (законы о сделках с недвижимостью, договоров и обязательств, защиты прав потребителей, труда и социальной защиты, охраны природы, налогообложения, антимонопольного законодательства, и т.д.).
Все методы государственного воздействия на экономику можно разделить на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры, запрещения и разрешения.
Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. [25, c. 203].
Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность – вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка.
Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, должны быть границы и площади государственного вмешательства в экономику.
В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства.
Таблица 2.1. – Модели рыночных экономик
Модели
Критерии | Социальное рыночное хозяйство | Смешанная экономика
| Корпоративная экономика
|
Цель государственных программ | Защита интересов граждан | Создание условий для развития предпринимательства | Защита интересов крупного бизнеса |
Принципы регулирования экономики | Долгосрочное программирование | Использование преимущественно тактических методов | Определение основных приоритетов |
Доля государственного сектора | Около 30% | Около 10% | Незначительная |
Наиболее типичные страны | Швеция, Германия | США | Япония |
Примечание – Источник [8]
Стратегия государственного регулирования экономики направлена сегодня на постепенное сокращение прямого вмешательства государства при усилении косвенного воздействия. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными. В рамках госсектора следует, на наш взгляд, говорить о необходимости возрастания государственного влияния.
К факторам, обусловливающим масштабы и способы государственного регулирования экономики, относятся ее разгосударствление, формирование многоукладной структуры, демонтаж системы директивного планового управления и резкое снижение возможностей прямого государственного вмешательства в работу предприятий. [8].
В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования. Также в наилучшем случае экономика страны должна быть смешанной, в которой происходящее взаимодействие государства и рыночных сил способствует выполнению сложных экономических проблем.
- Содержание
- Введение
- 1. Понятия государственного сектора, государственной собственности, функции государства
- 2. Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
- 3. Совершенствование функционирования государственного сектора в Республике Беларусь
- Заключение
- Список использованных источников