Глава 9. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации • 9.1. Общая характеристика международных финансовых институтов
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организацию. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Так, на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием развивающихся стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основании мандата ЮНКТАД).
Специализированное учреждение ООН — Экономический совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Организация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне в составе ОЭСР 30 стран, включая Россию с 1997 г. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).
Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80—90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.
1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики. К региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;
• совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.
- Введение
- Глава 1. Всемирное хозяйство: тенденции развития и их влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения
- Глава 2. Международные валютные отношения и валютная система • 2.1. Понятие валютных отношений и валютной системы
- • 2.2. Роль золота в международных валютных отношениях: новые явления
- • 2.3. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
- • 2.4. Западные теории регулирования валютного курса
- Глава 3. Эволюция мировой валютной системы и современные валютные проблемы. Европейская валютная система и проблемы Европейского союза
- 3.1. От золотомонетного к золото-девизному стандарту
- • 3.2. От генуэзской к бреттонвудской валютной системе
- • 3.3. Ямайская валютная система и современные валютные проблемы
- • 3.4. Европейская валютная система: проблемы создания экономического и валютного союза (ес)
- Центральные курсы и пределы допустимых колебаний валют в рамках европейского валютного механизма-II
- • 3.5. Развивающиеся страны в ямайской валютной системе
- Глава 4. Платежный баланс • 4.1. Платежный баланс—отражение мирохозяйственных связей страны
- • 4.2. Показатели платежного баланса и методы классификации его статей
- • 4.3. Способы измерения сальдо платежного баланса
- • 4.4. Факторы, влияющие на платежный баланс
- • 4.5. Основные методы регулирования платежного баланса
- • 4.6. Платежные балансы развивающихся стран; особенности методологии их составления
- Глава 5. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика • 5.1.Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика, ее формы
- • 5.2. Валютные ограничения. Мировой опыт перехода к конвертируемости валют
- • 5.3. Валютная политика развивающихся стран
- Глава 6. Международные расчеты • 6.1. Понятие международных расчетов. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок
- • 6.2. Формы международных расчетов
- • 6.3. Валютные клиринги
- Глава 7. Международные кредитные отношения • 7.1. Международный кредит как экономическая категория
- • 7.2. Формы международного кредита
- Географическое распределение операций проектного финансирования
- • 7.3. Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита
- • 7.4. Государственное регулирование международных кредитных отношений
- • 7.5. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран
- Глава 8. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки. Рынки золота • 8.1. Международные финансовые потоки и мировые финансовые центры
- • 8.2. Валютные рынки и валютные операции
- • 8.3. Мировой кредитный и финансовый рынок. Еврорынок
- • 8.4. Мировые рынки золота и операции с золотом
- • 8.5. Риски в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях, способы их страхования
- • 8.6. Информационные технологии в международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях. Свифт
- Глава 9. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации • 9.1. Общая характеристика международных финансовых институтов
- • 9.2. Международный валютный фонд
- • 9.3. Группа всемирного банка (вб)
- • 9.4. Европейский банк реконструкции и развития
- • 9.5. Региональные банки развития
- • 9.6. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ес
- • 9.7. Банк международных расчетов
- Глава 10. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношении России
- • 10.1. Валютная система россии
- • 10.2. Валютный рынок и валютные операции в россии
- Объем сделок с долларами сша на валютных биржах россии
- Валютная структура биржевого оборота
- Объем операций на валютном, кредитном и финансовом рынках россии
- • 10.3. Платежный баланс россии
- Платежный баланс российской федерации
- • 10.4. Валютная политика россии
- • 10.5. Международное кредитование и финансирование россии
- • 10.6. Россия—должник и кредитор
- Объем и структура государственного внешнего долга
- Показатели платежеспособности
- Платежи по внешнему долгу
- • 10.7. Проблемы участия россии в международных финансовых институтах
- Кредиты мвф странам снг (исключая россию) и балтии,
- Кредиты всемирного банка российской федерации
- • 10.8. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений стран содружества независимых государств (снг)
- Глава 9. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации 277
- Глава 10. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношении России 326