logo search

85. Устав банка. Документы, завершающие отдельные этапы создания банка.

Устав коммерческого банка – основной учредительный документ кредитной организации, регламентирующий все основные стороны деятельности банка. Устав включает в себя 12 основных разделов.

1. Общие положения – указывается наименование кредитной организации; дата ее создания (организации); лицензия банка – вид лицензии и дата выдачи; юридический адрес местонахождения организации и прочая информация об организации.

2. Филиалы, представительства, дочерние и зависимые общества банка – прописывается, что банк имеет право создавать филиалы, представительства и прочие зависимые организации, регламентируются взаимоотношения между ними и банком, а также между банком и его подразделениями и государством, клиентами.

3. Участники банка – указывается, что участниками банка могут быть как физические, так и юридические лица, регламентируется их предельно допустимое количество; права и обязанности участников банка.

4. Уставный капитал – характеризует размер уставного капитала, доли участников в уставном капитале – по каждому из участников (номинальное количество и процентная доля каждого). Также здесь характеризуется собственность – имущество, собственность банка, а также другие фонды, помимо уставного капитала, – резервный фонд, фонд производственного развития, фонд социального развития, фонд материального поощрения, фонд накопления и фонд председателя правления; регламентированы возможности увеличения и уменьшения уставного капитала банка.

5. Операции банка – указывается перечень банковских операций, которые имеет право осуществлять данный банк согласно полученной им лицензии, а также технология осуществления этих операций. Также указывается, какие операции банк имеет право осуществлять, помимо тех, на которые ему дает право лицензия, а также перечисляются те виды операций, которые банк не имеет право осуществлять.

6. Обеспечение интересов клиентов – банк обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение принятых на себя обязательств путем регулирования структуры своего баланса в соответствии с устанавливаемыми ЦБ экономическими нормативами. Он депонирует в ЦБ часть привлеченных денежных средств в обязательные резервы, а также формирует страховые фонды и резервы в соответствии с правилами и нормативами Банка России.

7. Кредитные ресурсы банка, которые формируются за счет:

– собственных средств банка;

– средств предприятий и организаций, находящихся на счетах в банке, в том числе средств, привлеченных в виде срочных вкладов и депозитов;

– вкладов граждан, привлекаемых на неопределенный срок и до востребования;

– кредитов и депозитов других банков;

– других привлеченных средств.

В качестве ресурсов кредитования может использоваться нераспределенная в течение года прибыль.

8. Порядок распределения прибыли банка и возмещения убытков.

9. Управление банком – представлена структура банка, в особенности административно-управленческого аппарата.

10. Учет и отчетность банка.

11. Ревизия и проверка деятельности банка, организация внутреннего контроля.

12. Реорганизация и ликвидация банка.

Порядок создания банка включает в себя этапы:

1) учредители направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании наименования организации;

2) подписание учредительного договора.

Учредителем банка может быть юридическое и физическое лицо.

Юридическое лицо должно:

– иметь устойчивое финансовое положение;

– иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал банка;

– действовать в течение 3 лет;

– выполнять обязательства перед бюджетами;

3) не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители должны представить в территориальное учреждение ЦБ документы:

– заявление с ходатайством о госрегистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

– учредительные документы;

– протокол собрания учредителей;

– свидетельство об уплате госпошлины;

– копии свидетельств о госрегистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами налоговой службы РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами;

– декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами налоговой службы РФ;

– анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

4) при отсутствии замечаний территориальное учреждение ЦБ направляет в ЦБ положительное заключение с документами, представленными учредителями банка;

5) ЦБ рассматривает документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации;

ЦБ вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации из-за:

– несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера;

– неудовлетворительное финансовое положение учредителей или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами за последние 3 года;

– несоответствие документов, поданных для получения лицензии, закону;

6) при принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации ЦБ:

– подписывает свидетельство о госрегистрации;

– открывает счет для оплаты учредителями уставного капитала;

7) территориальное учреждение ЦБ, получив копию свидетельства о регистрации кредитной организации, направляет учредителям уведомление с указанием корреспондентского счета, открываемого для оплаты 100 % уставного капитала;

8) после оплаты уставного капитала кредитная организация в течение 1 месяца обязана представить в территориальное учреждение ЦБ документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты уставного капитала;

9) территориальное учреждение ЦБ проверяет правомерность оплаты уставного капитала. Подтверждение правомерной оплаты уставного капитала является основанием выдачи лицензии;

10) после получения заключения о правомерности оплаты уставного капитала ЦБ направляет территориальному учреждению два экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией бан

ковских операций.

С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.