logo search
Крнспекты лекций по ФП

Тема 7: Правовое регулирование внебюджетных фондов

  1. Понятие и виды внебюджетного фонда.

  2. Пенсионный фонд РФ.

  3. Фонд обязательного медицинского страхования.

  4. Фонд социального страхования.

Литература: Мальцев В. А. Финансовое право учебник для сред. проф. уч. зав. – М., 2007г. с. 94-102

1)

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя, как отмеча­лось ранее, бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 Бюджет­ного кодекса РФ). В Бюджетном кодексе РФ дано определение государствен­ного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации предна­значенного для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, преду­смотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства го­сударственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Правовой основой формирования и использования внебюджетных фон­дов являются Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие норматив­ные акты.

К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации от­носятся:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государ­ственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Россий­ской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законо­дательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматривают­ся и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представле­ния и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджет­ных фондов предусмотрен ст. 145 Бюджетного кодекса РФ.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: единого социального налога; добровольных взносов физических и юридиче­ских лиц; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Особенностью расходования средств государственных внебюд­жетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюдже­тами указанных фондов.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осущест­вляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

По окончании бюджетного года орган управления фонда составляет от­чет о его исполнении и Правительство Российской Федерации представляет его на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме феде­рального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утвер­ждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

2)

Правовой режим наиболее значимого и крупного — Пенсионного фонда — определен: Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудо­вых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В со­ответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

Фонд и его территориальные органы представля­ют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Государство несет субсидиар­ную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застра­хованными лицами.

Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых ви­дов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета.

В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчи­няется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно от­читывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсий и некоторых пособий, в том числе выплату Пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание орга­нам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и не­трудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспе­чение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета пенсионного фонда, утвер­ждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

3)

В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государст­венной политики в области обязательного медицинского страхования граж­дан как составной части государственного социального страхования.

Феде­ральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды — соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, об­ласти, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, - собственность государства, они не включаются в состав бюджетов.

Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:

единый соци­альный налог (взнос),

бюджетные ассигнования,

доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового за­паса,

добровольные взносы и иные поступления.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязатель­ного медицинского страхования являются:

финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими органи­зациями,

предоставление кредитов страховщикам,

организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

4)

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный в соот­ветствии с постановлением Правительства РФ» от 12 февраля 1994 г. № 101

«О фонде социального страхования Российской Федерации» с последующи­ми изменениями и дополнениями, для финансирования расходов по соци­альному страхованию.

Источником образования фонда социального страхования являются: единый социальный налог (взнос), страховые взносы по установленным та­рифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы от инвестирова­ния части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюдже­та на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, постра­давшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.

Аккумулированные таким образом средства направляются на

выплату пособий по временной нетрудоспособности,

по беременности и родам, при рождении ребенка,

по уходу за ребенком до полутора лет;

оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лече­ние, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

частичную оплату путевок в детские загород­ные оздоровительные лагеря;

частичное содержание детско-юношеских спор­тивных школ и иные цели социального страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на названные цели.