Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства, необходимое для обоснования финансовых планов.
Прогнозы делятся на среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (свыше 10 лет).
Методы финансового прогнозирования:
Построение экономических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов;
Метод корреляционно-регрессивного анализа;
Метод экспертной оценки.
Метод финансового программирования.
Финансовое программирование использует программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Программно-целевой подход предполагает:
определение приоритетов государственных расходов по направлениям;
повышение эффективности расходования государственных средств;
прекращение финансирования в случае выбора альтернативного варианта программы.
Выбор варианта программы зависит от имеющихся ресурсов. В последнее время стал применяться метод, получивший название «бюджета, ориентированного на результат» (БОР).
Финансовый контроль
Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений, за финансовой деятельностью всех экономических субъектов.
Объект финансового контроля – это денежные отношения при формировании и использовании фондов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Государственный бюджет представляет собой центральное звено системы финансов. Именно с момента, когда государство начинает составлять бюджет регулярно, считается, что финансы приобретают всеобщий характер. Через государственный бюджет организуется перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферой народного хозяйства. Государственный бюджет отражает формирование и использование общегосударственного централизованного фонда денежных средств. Государственный бюджет выражает экономические отношения в обществе между социальными группами и классами.
Государственный бюджет система денежных отношений, имеющих императивную форму, и выражающих движение национального дохода, в процессе которого образуются и используются централизованные фонды государства в целях выполнения им своих функций.
По форме государственный бюджет выступает как роспись доходов и расходов на определенный период и утверждаемая в законодательном порядке утвержденный бюджет имеет силу закона.
Сущность и содержание бюджета определяется функцией государства. Государственный бюджет появляется одновременно с государством, однако только при переходе власти от монархии буржуазии, он принимает форму документа, утверждаемого законодательным органом.
Родоначальницей бюджетного процесса является Англия. После революции 1686-1689 гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы делились на 2 части: гражданские и военные. Военные расходы утверждались ежегодно. Гражданские расходы утверждались лишь в случае внесения в них изменений.
В России первая роспись доходов и расходов была составлена в 1722 г. (на 1723 г. соответственно), но регулярное составление росписи доходов и расходов относится к 1811 г. В 1862 г. велась разработка принципов бюджетного устройства, одним из которых стало единство кассы.
Государственный бюджет является одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Концентрация огромной части национального дохода в руках государства позволяет ему развивать перспективные отрасли экономики, финансировать развитие энергетики, инфраструктуры, социальной сферы, фундаментальной и прикладной науки. Расширение государственного потребления и государственных капиталовооружений позволяет поддерживать стабильность в отдельных отраслях экономики и обеспечивать повышение нормы накопления.
В системе государственного потребления, отражаемой в государственном бюджете, важное место занимают военные расходы. Эти расходы позволяют развивать такие отрасли как приборостроение, авиа- и ракетостроение, нефтеперерабатывающие отрасли, машиностроение и т.д. Государственный бюджет является основным орудием внешнеэкономической экспансии.
Сущность бюджета проявляется в его функциях:
Образование общегосударственного фонда денежных средств;
Использование общегосударственного фонда денежных средств;
Контроль за движением бюджетных ресурсов.
Бюджет как специфический финансовый план представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения своих функций. В процессе становления бюджетных отношений были выработаны основные принципы, которым должен соответствовать государственный бюджет.
Принципы государственного бюджета:
Полнота бюджета – включение в него всех доходов и расходов правительственных органов;
Единство бюджета подразумевает, с одной стороны, единообразие порядка составления бюджета, а с другой стороны, наличие одного бюджетного документа. Для реализации принципа единообразия составления бюджета применяется бюджетная классификация;
Реальность или правдивость бюджета, т.е. все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы;
Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов по однородным признакам. В основном применяются 4 вида бюджетной классификации:
Ведомственная классификация (группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам);
Предметная классификация (группирует расходы по отраслям государственного управления (например, расходы на просвещение, расходы на здравоохранение, военные расходы));
Экономическая классификация (группирует расходы по хозяйственным признакам (например, зарплата, капиталовложения, канцелярские расходы));
Смешанная классификация (сводится к группировке расходов по двум видам бюджетной классификации в шахматном порядке).
Для реализации бюджетной классификации в РФ применяется бюджетный классификатор, в котором каждому виду дохода или расхода бюджета присваивается определенный числовой код. Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы и определяет взаимоотношение звеньев бюджетной системы.
Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, в которых определяются права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджета. Кроме того, бюджетное устройство определяет распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.
В унитарных государствах существуют 2 звена бюджетной системы. Это государственный бюджет и местный бюджет. В федеративном государстве присутствуют 3 звена бюджетной системы: федеральный бюджет, региональные бюджеты (или бюджеты субъектов федерации), местные бюджеты. В федеративном государстве суверенитет членов федерации ограничен центральной властью при сохранении определенных прав у членов федерации.
В начале формирования федеративных государств основными доходами федеральной власти выступали пошлины, акцизы, а в последствии и федеральные налоги. Расходные полномочия заключались в охране внешних границ и выполнении общих государственных функций.
Бюджет самой федерации изначально был меньше, чем совокупный бюджет членов федерации. Особое значение для социальной стабильности государства и его территориальной целостности имеет система местных бюджетов (бюджет и субъектов федерации и местные бюджеты). Местные бюджеты действуют на территории административных единиц государства, в зависимости от административного устройства, это могут быть: земли, штаты, провинции, округа и т.д. Основу доходов местных бюджетов должны составлять местные налоги и займы.
Расходы местных бюджетов, как правило, приходятся на экономическую и социальную инфраструктуру, образование, здравоохранение, ЖКХ (хозяйство), реконструкцию городов, содержание местных органов власти. Местные налоги вводятся с разрешения центральных органов власти. Как правило, их недостаточно для осуществления всех местных расходов.
Для покрытия дефицита местных бюджетов применяются система регулирующих налогов и трансфертов. Важное значение в бюджетном устройстве имеет бюджетное право.
Бюджетное право – это совокупность юридических норм, определяющих бюджетную систему государства, компетенции центральных и местных органов власти по составлению бюджета, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета, а также порядок утверждения и исполнения бюджета.
Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называются принципами бюджетного федерализма.
В России принципы бюджетного федерализма заключаются в следующем:
Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы;
Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
Равенство бюджетных прав субъектов федерации и равенство бюджетных прав муниципальных образований;
Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов федерации и муниципальных образований.
Равенство всех бюджетов федерации и местных бюджетов во взаимоотношении с федеральным бюджетом;
Особое значение в федеративных бюджетных системах имеют межбюджетные отношения. Система межбюджетных отношений должна обеспечивать:
Экономическую эффективность (создание долгосрочных стимулов для местных органов власти, направленных на экономическое развитие соответствующей территории);
Бюджетную ответственность (управление общественными финансами от имени и в интересах населения, а также ответственность органов власти при формировании и реализации бюджетной политики);
Социальную справедливость (обеспечение равных прав граждан на получение основных общественных услуг и социальных гарантий вне зависимости от места проживания);
Территориальную интеграцию (обеспечение единства налоговой и бюджетной системы и предотвращение или смещение диспропорций регионального развития для упрочнения территориальной целостности страны);
Разграничение расходных полномочий – это разграничение полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов. Основной проблемой является сбалансированности между возлагаемыми расходными полномочиями и предоставляемыми доходными источниками.
Для решения этих вопросов служат количественный анализ и применение единых принципов формирования расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Разграничение налоговых полномочий и доходных источников – это разграничение полномочий между органами власти разных уровней по формированию и реализации налоговой политики и закреплению доходных источников за соответствующими бюджетами.
Принцип разграничения доходных источников между органами власти разных уровней должен базироваться на следующих понятиях:
Стабильность разделения дохода на основе единых принципов;
Самостоятельность, т.е. собственные доходы бюджета каждого уровня должны стать основным ресурсом для реализации своих расходных полномочий;
Налоговые полномочия органов власти, субъектов федерации и местных органов власти не должно ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие регионы;
Часть доходов вышестоящего бюджета (регулирующих налоги) должна распределяться на основе формализованных методик (по численности населения, минимальной бюджетной обеспеченности и т.д.) и с учетом региональных особенностей.
При разделении конкретных видов налогов между бюджетами различных уровней должны соблюдаться следующие принципы:
Стабильность (чем в большей степени налог зависит от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которой он закрепляется);
Экономическая эффективность означает, что за каждым уровнем бюджетной системы закрепляются те налоги, база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;
Территориальная мобильность налоговой базы, которая означает, что чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог;
Равномерность размещения налоговой базы означает, что чем выше неравномерность размещения налоговой базы, тем более высокому уровню бюджетной системы должен поступать соответствующий налог;
Социальная справедливость означает, что налоги, носящие перераспределительный характер, должны закрепляться за высшим уровнем бюджетной системы;
Бюджетная ответственность означает, что сборы за бюджетные услуги должны поступать в бюджет их финансирующий.
Бюджетный процесс – это регламентированная деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и использованию бюджета. Бюджетный период – срок, на который составляется бюджет (по правилам 1 год, но может быть более и более длительным). Кроме бюджетного периода существует льготный срок времени для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия финансовых отчетов (3 месяца). Как правило, бюджетный год совпадает с календарным, но не во всех странах (например, в США: с 1.10, в Японии: с 1.04, в Италии: с 1.07).
Этапы прохождения бюджета:
составление бюджета;
рассмотрение бюджета;
утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
принятие отчета об исполнении бюджета.
Как правило, составлением бюджета занимается министерство финансов. Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до начала бюджетного периода (например, в США за 18 месяцев, в РФ за 8 месяцев). В РФ основание для начала работы по составлению бюджета на специальный бюджетный период – ежемесячное послание президента РФ Федеральному Собранию. Отличительная особенность бюджета большинства стран – их ориентированный характер.
Для исчисления бюджета могут применяться следующие методы:
автоматический: итоги бюджета по доходам и расходам за прошлый период переносятся в бюджет на новый период. Метод применяется к отдельным статьям бюджета.
метод мажорации и минорации: основан на обработке динамического ряда показателей бюджета за 10-15 лет, в результате обработки выявляются тенденции динамического ряда, в соответствии с которыми происходит корректировка отдельных статей бюджета на бюджетный период. Тенденция роста называется мажорацией, тенденция убывания – минорацией.
метод непосредственной оценки: основан на изучении реальной конъюнктуры рынка. При использовании этого метода требуется определить ожидаемые поступления в бюджет, изменение доходов в бюджет. Одна из форм метода непосредственной оценки – проведение различных форм экономического анализа, проводимого государственными и негосударственными институтами.
Методы постоянно совершенствуются, но бюджетное планирование до сих пор остается одной из трудных задач государственной политики. В практике большинства государств применяется долгосрочное бюджетное прогнозирование и программирование, находящие свое выражение в составлении цепных и скользящих бюджетов.
Цепной бюджет составляется на несколько лет вперед, как правило, по правительственным программам, и представляет собой долгосрочный бюджетный план с разбивкой на бюджетный периоды. Расходы, предусмотренные цепным бюджетом, как правило, автоматически включаются в бюджетные планы соответствующих периодов.
Скользящий бюджет составляется по принципу пятилетнего плана и по мере составления годовых бюджетов пятилетний бюджет передвигается на одни бюджетный период вперед с внесением корректировок в годовые разбивки на все года. В основе скользящих бюджетов лежит метод ППБ (планирование, прогнозирование, разработка бюджета).
Бюджет, ориентированный на результат – это метод, который предусматривает сопоставление ожидаемого результата с предполагаемыми суммами затрат для достижения их оптимального соотношения. Несмотря на всю прогрессивность методов планирования, большинство бюджетов носят дефицитный характер. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства.
Дефицит может быть хроническим (в случае превышения расходов над доходами на протяжении ряда лет). Ежегодно балансируемый бюджет считается одной из задач финансовой политики. Однако практика доказала невозможность этого, в связи с чем стали появляться различные теории, объясняющие наличие бюджетного дефицита и его воздействия на экономику.
Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла: предполагает, что в случае экономических спадов государство должно увеличивать свои расходы, тем самым сознательно увеличивая бюджетный дефицит. В результате этого и под влиянием прочих факторов должен возникнуть экономический рост, который покроет накопившийся дефицит. Кроме того, снижается налоговая нагрузка, следовательно, увеличивается платежеспособность, что приводит к экономическому росту. К экономическому росту также приводит уменьшение изъятий. Недостатки концепции: эта теория не учитывает возможности различий между глубиной и продолжительностью экономических спадов и уровнем и продолжительностью экономического роста.
Концепция функциональных финансов: предполагает, что сбалансированным должен быть не бюджет, экономика в целом. НА практике государство пытается сократить дефицит бюджета, но не в ущерб интересам развития экономики.
Основные направления этой борьбы:
увеличение доходов (имеет искусственные ограничения);
уменьшение расходов (имеет определенные ограничения);
государство может решать проблемы бюджетного дефицита при помощи займа;
денежная эмиссия.
Важное значение имеет процесс бюджетного регулирования, заключающийся в сбалансировании нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих. Это регулирование осуществляется специальными методами:
Зачисление части дохода вышестоящего бюджета в доход нижестоящего (посредством регулирующих налогов, например, в РФ: налог на прибыль);
Субсидии: а) в форме дотации (выделение средств вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия бюджетного дефицита, дотация не носит целевого характера); б) в форме субвенции (долевое участие вышестоящего бюджета в целевом мероприятии нижестоящего бюджета, субвенция применяется чаще дотации).
Этапы бюджетного процесса
Рассмотрение: составленный проект бюджета передается на рассмотрение законодательному органу. Права законодательного органа в отношении бюджета различаются в зависимости от принятого законодательства.
Эти права могут быть следующими:
Право вносить изменения в проект бюджета;
Право утвердить проект бюджета;
Право истребовать отчет об исполнении бюджета.
Право вносить изменения в проект бюджета и в действующее финансовое законодательство называется «бюджетной инициативой». Существуют 3 вида бюджетных инициатив:
Правительственная (означает, что парламент имеет право принять бюджет, отклонить его, не имеет права вносить изменения);
Парламентская (означает, что парламент имеет право вносить изменения в проект бюджета по своему усмотрению);
Смешанная (означает, что и правительство, и парламент имеют право вносить изменения в проект бюджета).
При несовпадении точек зрения и невозможности единого подхода, правительство обязано подать в отставку. Рассмотренный и одобренный законодательным органом проект бюджета передается на утверждение главе государства. Он имеет право отклонить проект бюджета, но это право имеет ограниченный характер и называется «суспензивным». Если законодательный орган вторично принимает проект бюджета без изменений, утверждение главы государства не требуется, и проект бюджета принимает форму закона.
Проект бюджета должен быть внесен на рассмотрение государственной думой до 24 часов 15 августа года предшествующего периода. В течение 15 дней с момента внесения: проект либо принимается к рассмотрению, либо высылается на доработку.
Первое чтение – срок 30 дней. Рассматриваются общие параметры бюджета: сумма доходов, сумма расходов, дефицит и источники его покрытия. В результате: либо утверждение в первом чтении, либо отклонение: 1) передать законопроект в согласительную комиссию (до 10 дней); 2) вернуть проект в правительство на доработку (20 дней на доработку + 10 дней на утверждение государственной думой); 3) постановить вопрос о доверии правительству (если в первом чтении проект отклонен повторно).
Второе чтение: не позднее 15 дней с момента принятия в первом чтении. Рассматриваются все статьи о доходах и расходах в отдельности. В результате: либо утверждают, либо отклоняют (согласительная комиссия из представителей государственной думы).
Третье чтение: 25 дней. Комитет по бюджету рассматривает поправки, предложенные фракциями.
Четвертое чтение: проект принимается в целом. Внесение поправок не принимается.
После утверждения государственной думой в течение 5 дней проект передается в совет федерации. В совете федерации в течение 14 дней он либо одобряется (в течение последних 5 дней проект передается президенту), либо отклоняется (создается согласительная комиссия из представителей государственной думы и совета федерации, которая должна придти к соглашению в течение 10 дней). В случае несогласия с советом федерации проект бюджета может быть одобрен, если в государственной думе за него повторно проголосовало 2/3 голосов.
Утверждение президентом: проект либо утверждается (проект приобретает силу закона), либо отклоняется (создается согласительная комиссия). После вступления бюджета в законную силу он передается на исполнение правительству. Как правило, по доходам бюджет используется министерством финансов, по расходам – соответствующими министерствами и ведомствами.
Существует 2 метода кассового исполнения бюджета:
Казначейский (реализуется в РФ, США, Германии, Швеции, Австралии). Исполнение бюджета: создается специальный государственный орган – казначейство –, который осуществляет прием доходов бюджета и производит расходы.
Банковский (реализуется в Швейцарии, Бельгии, Финляндии). Казначейство не создается. Функции казначейства выполняет Центральный Банк.
Структура казначейской системы РФ
I уровень. Главное управление федерального казначейства. Осуществляет общее руководство, стандартизацию учета и оперативное управление движением средств на счетах казначейства.
II уровень. Управление федерального казначейства субъектов федерации. Обеспечивает исполнение бюджета по доходам и расходам через нижестоящие органы казначейства.
III уровень. Отделение федеративного казначейства. Осуществляет формирование дохода части бюджета на местах и обеспечивает целевое финансирование по бюджетополучателям на местах.
Все органы федерального казначейства – юридические лица и относятся к органам исполнительной власти. Использование бюджета федеральным казначейством осуществляется с использованием счетов в Центральном Банке и его учреждениях или коммерческими банками по согласованию с Министерством Финансов.
Развитие бюджетной системы в 1930-1990 гг.
Бюджетное устройство СССР было зафиксировано в первой конституции СССР (1924 г.) и было коренным образом изменено в 1991 г. с распадом СССР. Особое значение отводилось взаимоотношениям между тремя уровнями бюджетной системы (союзный бюджет, бюджет союзных республик, местный бюджет).
Налоговая реформа 1930 г. сформировала двухканальную систему изъятия прибыли у предприятий: напы с прибыли и напы с оборота. В 1938 г. в бюджете впервые выделяются расходы социального характера. Окончательное формирование бюджета СССР произошло в перед Великой Отечественной Войной. …
1950 г. ознаменовался увеличением расходов бюджета на народное хозяйство. В 1955 г. произошло расширение прав союзных республик в отношении собственных бюджетных средств.
В 1965 г. произошла хозяйственная реформа: усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства; получили развитие социальная среда для работников и предприятий. Эта реформа предусматривала 2 этапа. На втором планировался переход к хозяйственному расчету в некоторых отраслях, но к его организации не приступили по причине расстройства финансовой системы.
Материальные затраты росли быстрее, чем национальный доход.
Снизились темы роста промышленности.
Возросли остатки НЗП.
Перераспределение через государственный бюджет снизилось с 71% до 65%.
К концу 70-х годов были разработаны модели хозяйственного расчета и самоокупаемости для создания эффективных стимулов развития производства. Стал появляться дефицит государственного бюджета. Для его покрытия активно использовались ресурсы Сбербанка и резервы Госстраха.
- Финансы – это система денежных отношений по поводу формирования и использования государством фондов, необходимых для выполнения своих функций.
- Финансовая политика – совокупность практических форм организации и методов использования финансов.
- Политика
- Финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
- Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства, необходимое для обоснования финансовых планов.
- Государственные расходы
- Таможенные пошлины – денежный сбор с товаров, имущества или ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможенников.
- История развития налогов
- Налоги Великобритании
- Налоги Германии
- Налоги сша
- Межправительственные займы
- Государственный кредит
- 1944 – Образование мвф. 1947 – начало деятельности.
- Банк международных расчетов
- Международный банк реконструкции и развития
- Опыт зарубежных стран в пенсионном обеспечении.
- Фонд социального страхования
- Государственный фонд занятости населения
- Страхование в системе финансов