logo search
60-69

Вопрос 62. Сущность и виды цен.

Понятие цены. Основные виды цен. Факторы, влияющие на формирование цены. Государственное регулирование цен. Ценовая политика государства.

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.Цена – денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т. д. Распределительная функция предусматривает учет в цене эакциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т. д.В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен – свободные, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать фиксированные цены на отдельные виды товаров и продукции. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

С экономической точки зрения прибыль это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной точки зрения – между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Виды прибыли:

  1. валовая прибыль – определяется как разность между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов и переменными затратами на производство и реализацию, включаемые в себестоимость.

  2. прибыль от продаж – определяется как разность между валовой прибылью и расходами связанными с управленческой и …. Деятельностью (постоянные расходы) подавляющую часть прибыли от продаж дает товарная продукция. Для и-того вила продукции она рассчитывается следующим образом

Прi=Цi-Сi

Цi-оптовая цена продукции и-того вида

Сi-полная себестоимость

Прибыль от продаж всей товарной продукции определяется

Пр=∑ Прi*Q=∑ Цi*Qi-Сi*Qi

  1. прибыль до налогообложения, включая прибыль от продаж, операционные доходы и доходы от внеорганизационных операций за вычитом расходов этих операций.

Операционные доходы – доходы связанные с банковскими операциями, а именно с кредитными операциями, с ценными бумагами. Доходы от неорганизационных операций – доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации услуг транспортного хозяйства предприятий

4. чистая прибыль – прибыль до налогообложения, а так же накопленные налоговые активы (переплата налога) за вычитом накопленных налоговых обезательств и текущего налога на прибыль =24%