Раздел 4. Республика Беларусь в международных организациях.
Заключение.
Рекомендуемая для студентов литература и материалы.
ВВЕДЕНИЕ
Период конца ХХ - начала XXI столетия характеризуется глубокими изменениями в системе международных отношений. Эти изменения были вызваны переменами в сложившейся расстановке сил на мировой арене в связи с распадом СССР и мировой системы социализма в целом, переходом от биполярного мира к однополярному с явным доминированием США, продвижением НАТО на Восток, направленного на закрепление нового передела Европы, изменением во внешнеполитических ориентациях восточноевропейских государств и бывших советских республик, развертыванием процессов глобализации. Кроме того, в настоящее время также наблюдается процесс усиления новых центров силы в мировой политике, в частности, ряда стран азиатского региона (Китая, Индии и др.), что обусловливает ослабление позиций Запада на международной арене и тенденцию постепенного перехода к многополярному миру. Эти изменения в системе международных отношений оказали серьезное влияние на внешнюю политику государств, в том числе Беларуси, выбор или внешнеполитического курса, определение приоритетов и партнеров.
В силу этих кардинальных изменений в системе международных отношений и с учетом того факта, что внешняя политика государств выступает как их основная составляющая, исследование внешней политики Республики Беларусь, ее места и роли в системе современных международных отношений приобретает особую актуальность. Изучением проблем международных отношений занимаются различные науки, рассматривающие их под своим углом зрения: история, политология, социология, экономические и юридические науки и некоторые другие. Поэтому имеются определенные различия в определении понятия «внешняя политика государства». Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является следующее: «Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей» [1, с. 45].
Учебное пособие, подготовленное коллективом авторов кафедры политологии и права БГПУ, соответствует образовательному стандарту по политологии Министерства образования Республики Беларусь (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 12.06.2012 Регистрационный № ТД-СГ 03/эксп.). Его целью является освещение теоретико-методологических аспектов изучения современных тенденций развития международных отношений, анализ внешней политики Республики Беларусь, принципов и механизмов ее формирования и осуществления, основных направлений и приоритетов, ее места и глобальной и региональной международной системе как реального субъекта международных отношений.
Теоретико-методологические аспекты исследования внешней политики Республики Беларусь.
Изучение внешней политики государства в системе международных отношений как сложного, многомерного и динамичного социального феномена предполагает определение и обоснование теоретических и методологических подходов к его исследованию. Значительный вклад в создание и развитие современной теории международных отношений и внешней политики государств, разработку методологии их исследования внесли такие западные ученые, как Г. Моргентау, Дж. Розенау, Р. Арон, С. Хантингтон. Среди российских исследователей следует отметить А. Дугина, М. Лебедеву, К. Гаджиева, П. Цыганкова. В белорусском обществознании изучением внешней политики Республики Беларусь плодотворно занимаются А. Розанов, В. Улахович, В. Снапковский, С. Кизима, А. Шарапо и некоторые другие. В то же время, на наш взгляд, нужно больше внимания уделить обоснованию теоретико-методологических основ анализа специфики формирования и осуществления внешнеполитической деятельности белорусского государства.
В связи с этим прежде всего необходимо среди множества научных методов выделить наиболее эффективные при исследовании внешней политики Республики Беларусь. Так, сравнительно-исторический метод позволяет сравнить и проанализировать основные направления и приоритеты, достижения и проблемы внешней политики страны на различных этапах ее развития, институциональный метод дает возможность наблюдения, описания и анализа деятельности политических структур, занимающихся вопросами формирования и реализации внешней политики государства, а структурно-функциональный метод раскрывает взаимодействие всех составляющих его внешнеполитической деятельности. Наряду с названными наиболее эффективным представляется применение системного метода как ведущего общеметодологического метода, позволяющего осуществить комплексный, всесторонний подход к проблемам развития и функционирования международных отношений и внешней политики государств с учетом разнообразных объективных и субъективных условий и факторов. Его общепризнанным преимуществом является то, что он дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, помогает выявить закономерности внешнеполитической практики, способствует ее более полному и объективному описанию и анализу.
С образованием Республики Беларусь как самостоятельного, независимого, суверенного государства возникает и объективная потребность изучения проблем национальной международной безопасности страны в условиях нового геополитического пространства, основных целей, задач, направлений и приоритетов ее внешней политики, ее эффективности.
Исследуя проблему формирования и реализации внешней политики Республики Беларусь, следует, прежде всего, определить основополагающие объективные и субъективные обстоятельства и факторы, влияющие на этот процесс. Исходя из этого, рассмотрим первоначально наиболее важные объективные факторы, во многом детерминирующие внешнюю политику белорусского государства, выбор им основных направлений и приоритетов внешнеполитической деятельности.
Изучение внешней политики Республики Беларусь, во-первых, требует анализа взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния системы международных отношений и межгосударственных отношений, так как отдельная страна не только испытывает на себе влияние сложившихся международных отношений, но и сама в той или иной степени влияет на их содержание или хотя бы на отдельные аспекты этих отношений. Такой анализ предполагает исследование международных отношений на глобальном, континентальном, региональном и локальном уровнях, сложившихся на данный момент и положения Республики Беларусь в системе этих отношений, их позитивного или негативного влияния на возможности проведения ею эффективной внешней политики в национальных интересах, выявление тенденций их развития, обоснование реалистического прогноза изменений в системе международных отношений на названных уровнях и их последствий для страны.
Основываясь на исследованиях ученых ряда стран, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к изменению в расстановке и соотношении сил на мировой арене. Так, российский политолог Г.И. Мирский, в частности, отмечает рост экономической мощи незападного мира. Он пишет: «Уже в последней четверти минувшего столетия обозначился неожиданно крутой подъем экономики ряда стран Юго-Восточной Азии («новых индустриальных государств», или «азиатских тигров» - Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Тайваня, Таиланда, затем в меньшей степени Индонезии, а сейчас и Вьетнама). Но в настоящий момент гораздо большее значение имеют не «тигры», а Китай и Индия, экономический подъем которых представляется действительно впечатляющим. Дальнейший рост экономики азиатских стран, по мнению многих экспертов, означает соответствующее уменьшение удельного веса Запада в мировом хозяйстве и как следствие – ослабление его политических позиций» [2, с.6]. Аналогичной или близкой точки зрения придерживаются и такие американские исследователи, как П. Бьюкенен, Д. Скотт, С. Хангтингтон и ряд ученых из других стран. Ослаблению позиций Запада, способствует и нынешний мировой финансово-экономический кризис, который в наибольшей степени затронул Европейский Союз и США и, с точки зрения известных экономистов, носит системный характер. Таким образом, ослабление позиций Запада в мировой политике и усиление позиций государств азиатского региона требует учета данного фактора при анализе основных направлений и приоритетов внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.
Кроме того, нужно иметь ввиду, что основными субъектами международных отношений, являются государства, отличающиеся друг от друга социально-экономической и политической системами, цивилизационной принадлежностью, геополитическим потенциалом и т.д. и, следовательно, имеющие различные, подчас кардинально противоположные внешнеполитические цели и интересы. Поэтому требуется исследование положения и статуса стран в существующей системе международных отношений, их внешнеполитических целей и интересов, позиций политических лидеров и правящих элит различных государств в области внешней политики.
Существенное влияние на современную систему международных отношений, динамику и специфику ее развития оказывают процессы глобализации, обуславливающие усиление взаимосвязи и взаимодействия стран, народов, экономических, политических, культурных объединений, ведущие к формированию единого экономического, политического, информационного пространства. Говоря о взаимозависимости государств и обществ в современном мире, нужно иметь в виду два аспекта – взаимосвязанность (обмен услугами, информацией, человеческими ресурсами и т.п.) и взаимоуязвимость (зависимость состояния одних стран и регионов от процессов, протекающих в других странах и регионах, о чем, в частности, свидетельствует мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году в США, а затем распространившийся на другие регионы мира).
Феномен глобального мира оказывает серьезное влияние на изменение геополитической ситуации, на положение различных стран и регионов в формирующемся новом мировом порядке, во многом определяет будущую судьбу человечества, историческую динамику мировой политики, грядущее отношения Востока и Запада, Севера и Юга. Если обобщить признаки глобализации как одной из ведущих тенденций мирового развития, то можно обозначить шесть основных взаимозамкнутых явлений и процессов:
объективное повышение проницаемости межгосударственных перегородок, выражающееся в феномене «преодоления границ» и «экономического гражданства»;
резкое возрастание объемов и интенсивности трансгосударственных, транснациональных перетоков капиталов, информации, услуг и человеческих ресурсов;
массирование распространение западных стандартов потребления, быта, само – и мировосприятия на все другие части планеты;
усиление роли вне, - над, - транс, - и просто негосударственных регуляторов мировой экономики и международных отношений;
форсирование экспорта и вживление в политическую ткань разных стран мира тех или иных вариаций модели демократического государственного устройства;
формирование виртуального пространства электронно-комуникационного общения, резко увеличивающего возможности для социализации личности, т.е. для непосредственного приобщения индивида в пассивном и интерактивном качествах к общемировым информационным процессам, независимо от его местонахождения» [3, с. 106].
Принципиально важное значение при анализе процессов глобализации имеет тот факт, что к новой системе открытого глобализирующегося мира различные народы и государства подошли неодинаково подготовленными, значительно отличающиеся по своему экономическому, военно- стратегическому и информационному потенциалу. Поэтому не случайно наиболее последовательными адептами глобального мира, пропагандирующими идею глобального открытого общества без барьеров и границ, сегодня выступают наиболее развитые и могущественные страны, усматривающие в ослаблении национальных суверенитетов новые возможности для своей экономической, геополитической и культурной экспансии. В этих условиях Запад, прежде всего США, исповедуют глобализм как идеологию и политику сохранения и укрепления своего мирового господства. По этому поводу российский политик Г. Зюганов справедливо отмечает: «Американская глобализация – это борьба за порабощение, раздел и передел мира, его ресурсов. Это борьба объединенного империализма против мировой «периферии», борьба различных империалистических группировок между собой» [4].
Сущность глобализма состоит в западнизации остального мира, навязывание ему западного социального строя, экономической модели, политической системы, идеологии, культуры образа жизни под предлогом его демократизации, защиты прав человека, создания эффективной экономики и т.п. На самом деле данная стратегия преследует сугубо корыстные цели. Известный мыслитель современности А.А. Зиновьев в связи с этим пишет: « … На деле западнизация (в рассматриваемом смысле!) имеет реальной целью довести намеченные жертвы до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию и развитию, включить их в сферу влияния и эксплуатации западных стран, присоединить их к западному миру не в роли равноправных и равномощных партнеров, а в роли зоны колонизации» [5, с. 548].
В этих условиях возникла настоятельная общественная потребность в научном анализе соотношения политических сил в мировом масштабе и крупных регионов с учетом складывающегося взаимообмена ресурсами, капиталами, товарами, социокультурными контактами, внутриполитического положения государств и т.д. Все более актуальными становятся задачи изучения взаимосвязи глобальных и региональных политических проблем, воздействия политической деятельности на сдвиги в социально-экономической географии стран и народов, тенденций становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий.
Общая вышесказанное, можно выделить следующие основные тенденции в развитии современных международных отношений:
- становление многополяроного мира, когда наряду с США все более активную роль в международной жизни играют и такие новые центры силы, как Европейский Союз, Китай, Япония, Индия, Бразилия и некоторые другие страны;
- усиливающаяся поляризация мира, проявляющаяся в его разделении на высокоразвитые индустриальные страны Запада и мировую периферию, к которой относятся большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки, характеризующихся низким уровнем социально-экономического развития, бедностью, отсутствием перспектив решения накопившихся проблем;
- нарастание конфликтности, противоречивости, регионализации и фрагментации современного мира, усиление борьбы между цивилизациями за доминирование в системе международных отношений;
- обострение глобальных проблем современности обуславливает необходимость объединения усилий мирового сообщества для их решения;
- развитие процессов глобализации ведет к формированию единого экономического, политического и информационного пространства и стремление Запада использовать данный фактор в своих интересах.
В этих условиях период Республикой Беларусь стоит задача определить свою геополитическую нишу, соответствующую её национальным интересам и обеспечивающую сохранение государственного суверенитета, выявить основные вызовы и угрозы политики глобализации и дать на них адекватные ответы. В этом плане значительный интерес представляет монография С.А. Кизимы «Вызовы западного глобализационного проекта и национальное государство», в которой он весьма подробно рассматривает угрозы глобализма и дает обоснованные рекомендации по их предотвращению. В качестве таких основных угроз он называет космополитизм, маркетизацию, транснациональные компании, информатизацию, вестернизацию [6]. В связи с этим можно сделать вывод о том, что главная стратегическая задача для Беларуси заключается в том, чтобы укрепить свой геоэкономический потенциал настолько, чтобы мировые глобализационные и интеграционные процессы не стали для нее разрушительными и она участвовала бы в них на взаимовыгодных равных условиях с другими государствами, обеспечить свою энергетическую, продовольственную и демографическую безопасность и на этой основе сохранить общественно-политическую стабильность в стране и создать условия для динамичного развития по пути социального прогресса.
В данном случае просматривается тесная взаимосвязь внешней и внутренней политики государства. Поэтому при исследовании внешней политики Республики Беларусь необходимы анализ и оценка ее геополитического потенциала, который оказывает серьезное влияние на возможности проведения активной эффективной внешней политики на мировой арене. Геополитический потенциал включает в себя следующие основные потенциалы: социально-политический, демографический, научно-технический, геоинформационный, военно-стратегический, геоэкономический, интеллектуальный.
Все эти компоненты геополитического потенциала как в комплексе, так и по отдельности показывают взаимную зависимость внутренних и внешних позиций страны. Чем более развитым оказывается компонент совокупного потенциала страны, тем более устойчивой является позиция государства в международных отношениях. Совокупность эффективно развитых составляющих геополитического потенциала страны позволяет ей играть и более важную роль в системе международных отношений и проводить более активную внешнюю политику. Примером этого, в частности, является Китай, который по мере наращивания совокупного геополитического потенциала приобретает более значимые позиции в мировой политике.
При анализе внешней политике Республики Беларусь важно также выявить особенности ее геополитического положения, которые во многом определяют направления и приоритеты внешнеполитической деятельности белорусского государства. Основным субъектом геополитики выступает государство, призванное выражать и защищать национально-государственные интересы. Оно в данном случае понимается как институт, созданный для выражения и отстаивания общих интересов подавляющего большинства граждан в отношениях с обществом и другими государствами. Национально-государственный интерес включает в себя достижение таких целей, как суверенитет государства, предотвращение внешней угрозы, обеспечение благосостояния народа, развитие взаимовыгодных экономических, политических, культурных и иных связей с другими государствами и т.д.
Одной из центральных проблем геополитики является обеспечение национальной безопасности. Большинство государств имеют доктрины или концепции национальной безопасности, включающие военно-политические и экономические направления внутренней и внешней политики. Доктрины предусматривают защиту многомерного коммуникационного пространства от внешних и внутренних вызовов, обеспечение национально-государственной самостоятельности в выборе путей и форм политического, социально-экономического и культурного развития, осуществлении взаимоотношений с другими государствами. Они определяют геостратегию страны, т.е. совокупность направлений внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства на международной арене.
В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что одним из важных объективных факторов, во многом обуславливающим внешнюю политику Республики Беларусь, являются особенности ее геополитического положения. После распада СССР перед молодым государством встала задача создания национальной внешнеполитической доктрины с учетом его геополитического положения и доминирующих геополитических тенденций в мире, направленной на обеспечение сохранения территориальной целостности, суверенитета и культурно-исторической общности народа, защиту национальной безопасности, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами и международными организациями в целях стимулирования социально-экономического развития белорусского общества.
Геополитическое положение Беларуси характеризуется тем, что она находится в центре Европы на стыке цивилизаций и геополитических интересов великих держав. Современная геополитическая ориентация Республики Беларусь складывается под влиянием ряда экономических и военно-стратегических факторов. Географическое положение страны в центре Европы на пересечении важных транспортных коммуникаций дает возможность выгодно его использовать для стимулирования экономического развития и усиления своих позиций в региональной политике.
Традиционно Беларусь находится в зоне геостратегических интересов России и данный фактор необходимо использовать в национальных интересах. Сотрудничество с Российской Федерацией открывает доступ к ее богатейшим сырьевым ресурсам, весьма объемному рынку сбыта белорусских товаров и в значительной мере гарантирует национальную безопасность Беларуси как суверенного государства от внешних угроз. Углубление сотрудничества с Россией нашло отражение в процессе создания Союзного государства, начавшегося в 1996 г. и продолжающегося поныне. Россия является главным торгово-экономическим партнером нашей страны. Развиваются и углубляются интеграционные связи в социальной, культурной, научной, военной и других сферах взаимодействия двух государств, осуществляется согласование внешней политики. Важное значение имеет также создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и формирование в перспективе Евразийского Союза, что способствует усилению интеграционных процессов и недопущению совместными усилиями фрагментации пространства СНГ с участием внешних сил (США, Евросоюза, крупных отдельных стран).
Кроме того, военно-стратегические факторы геополитического положения Беларуси также объективно определяют политику углубления сотрудничества с Россией, которая фактически выступает гарантом безопасности нашей страны в рамках Союзного государства, особенно в связи с расширением военно-политического блока НАТО и продвижением его на Восток к границам Беларуси. В рамках этого сотрудничества осуществляется совместная охрана государственных границ и воздушно-космического пространства, подписан и реализуется договор о создании единой системы ПВО.
Важное значение в деле обеспечения национальной безопасности имеет участие Республики Беларусь в региональных соглашениях о коллективной безопасности (ОДКБ) стран СНГ и членство в международных организациях (ООН, ОБСЕ и др.), уставные документы которых предусматривают механизм защиты их участников от вооруженной агрессии.
Центрально-европейское положение Беларуси делает ее привлекательным союзником и партнером для западноевропейских стран, которые желают видеть ее в качестве стабильного и предсказуемого государства. Сотрудничество в этом направлении позволит Республики Беларусь приблизиться как к высоким технологиям, так и культуре бизнеса, расширить торговый оборот. В связи с этим стратегический выбор Беларуси, расположенной между Россией и ЕС, нацелен на создание общего экономического пространства Россия-Беларусь-ЕС, которое в силу географических, исторических, экономических и культурных факторов будет сочетать цивилизационные элементы Востока и Запада, укрепляя свою национальную и государственную идентичность.
Следовательно, определение геополитических приоритетов должно опираться на исторический опыт государства, учитывать весь комплекс национальных интересов, свои экономические и культурные связи, духовные ценности и международную ситуацию.
Особо значимую роль в условиях глобализации, размывания национальных культур и стирания границ между государствами также приобретает имидж страны. Он становится важной социальной ценностью, от наличия и качества которой во многом зависит успех политической и экономической деятельности государства во внешней политике и социальная стабильность, устойчивость его внутриполитических процессов. Центральное место в имидже страны в условиях глобализации стали занимать символы, отвечающие за ее индивидуализацию, т.е. выражающие индивидуальные качества и черты своего прообраза как уникальной целостной цивилизационной структуры. Желаемыми чертами, которые могут и должны составить содержательную сторону имиджа Беларуси являются доминирующие культурные архетипы белорусского народа, коллективизм, толерантность, доброжелательность, трудолюбие и др. Важно также при конструировании имиджа страны отразить духовные основы белорусской государственности, сущность белорусской национальной идеи, политическую стабильность общества, направления формирования и расширения национальной демократии, построения гражданского общества, которые являются неотъемлемыми чертами эффективного имиджа любой современной страны.
Таким образом, геополитическое положение Республики Беларусь, ее исторический опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический, интеллектуальный и военный потенциалы создают благоприятные предпосылки для ее полноценного участия во всех европейских и мировых процессах. В связи с этим многовекторная, сбалансированная, прагматичная внешняя политика позволяет Беларуси в полной мере использовать геополитический потенциал страны в сфере международных отношений с учетом собственных национальных интересов.
Совокупность условий, продиктованных геополитическим положением, процессами глобализации, историей и культурой Беларуси с достаточной определенностью задает ее место и функции в складывающемся новом миропорядке, диктует необходимость поиска оптимальных путей реализации национальных интересов и возможностей политико-дипломатического маневра в зависимости от изменений в международной среде.
Практический опыт исследования внешней политики Республики Беларусь заключается в выработке перспективных стратегических целей, обосновании иерархии внешнеполитических задач, направлений и приоритетов применительно к реализации внешнеполитических интересов, определении сил, средств при проведении внешней политики, разработке внешнеполитической концепции государства и его национальной безопасности.
- Международные отношения и внешняя политика государств
- Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты исследования внешней политики Республики Беларусь.
- Раздел 2. Политика по развитию интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств.
- Раздел 3. Реализация многовекторной внешней политики.
- Раздел 4. Республика Беларусь в международных организациях.
- Теоретико-методологические аспекты исследования внешней политики Республики Беларусь
- Раздел 2. Политика по развитию интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств (снг).
- Раздел 3. Реализация многовекторной внешней политики.
- Раздел 4. Республика Беларусь в международных организациях.
- Заключение
- Литература
- Документы
- Интернет-источники: