logo search
b109 / gl3_99

3.4. Основные потребительские группы на российском страховом рынке.

Основные сегменты российского страхового рынка юридических лиц. Для целей исследования российского страхового рынка наиболее удобной является его смешанная сегментация по организационно-правовому статусу страхователя, а также уровню доходов (размеру предприятия для юридических лиц). Страховой рынок в России, как и в любой другой стране, может быть в самом общем приближении разделен на два основных потребительских сегмента: физические и юридические лица, внутри которых возможна более подробная сегментация.

Среди юридических лиц легко выделить

Первая группа страхователей – корпоративные клиенты – практически недоступны для некорпоративных страховщиков, в отличие от второй и третьей групп, в общем открытых для свободной конкуренции. Для второй и третьей категорий страхователей характерен повышенный интерес к качеству страхового продукта, которое включает в себя следующие основные составляющие:

Эти потребители, как правило, слабо поддаются уговорам страховых агентов и покупают страховое покрытие только тогда, когда сами осознают его значимость. По принципу поведения при приобретении страхового покрытия страхователей - юридических лиц в большей степени следует отнести к активным потребителям, самостоятельно проводящим отбор страховых компаний на основании оценки качества предлагаемых услуг даже в том случае, если представители страховщика обращаются к ним по собственной инициативе. К активным потребителям их можно отнести также на основании того, что, как правило, агентское давление на руководителей предприятий и их риск-менеджеров не дает результатов.

Сегменты страхового рынка физических лиц. Среди физических лиц градацию лучше осуществлять по имущественному признаку, так как уровень благосостояния определяет отношение к страхованию и выбор гаммы страхуемых рисков. В России можно выделить следующие имущественные потребительские группы:

Эти цифры приведены на основании стратификации населения, сложившейся до экономического кризиса 17 августа 1998 года. Поэтому их необходимо пересчитывать на текущий уровень доходов исходя из роста курса доллара США и повышения прожиточного минимума. Порог уровня бедности принят условно, на основании мнений экспертов. Считается, что месячный доход в 150 долларов и ниже (в ценах до 17 августа 1998 года) не позволяет отвлекать средства на покупку страхового покрытия.

Среди физических лиц на основании принципа поведения при заключении договора страхования в качестве самостоятельных потребительских сегментов можно выделить

Активные потребители, как правило, плохо поддаются внушению и убеждению, основным критерием выбора страховщика для них является цена, полнота и надежность страхового покрытия, а также качество урегулирования страховых событий, т.е. его качество. Основными типами приобретаемого страхового покрытия для этой группы потребителей являются страхование автотранспорта, автогражданской ответственности, а также недвижимости – квартир и загородных домов, спросом пользуется также и медицинское страхование. Для них характерно также вынужденное обращение к страховщику, например, при поездках за границу. К активным потребителям относятся чаще всего физические лица, относящиеся к группам страхователей со средними и высокими доходами. Основным мотивом обращения к страховщику для них является забота о защите собственных имущественных интересов - накоплений, недвижимости, автомашин и т.д.

Группа потребителей со средними и низкими доходами более чувствительна к совету, мнению окружения (родных, знакомых), и обращает меньше внимания на цену и качество страхового продукта. Они являются в большей степени пассивными потребителями страховых услуг. В принципе, таких потребителей легче втянуть в покупку разнообразных видов страхового покрытия, включая, например, долгосрочное страхование жизни.

До последнего времени российские страховщики не обращали особого внимания на рынок страхования физических лиц среднего достатка. Однако последние данные показывают, что, например, свою жизнь и имущество чаще других страхуют не новые русские, зачастую ведущих изматывающий и далеко не безопасный образ жизни, а люди относительно скромного достатка. Ведь именно для них каждая крупная потеря становится практически невосполнимой.

Краткая характеристика основных потребительских сегментов на российском страховом рынке приведена в Приложении 3.2.