logo search
Г

4. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

Центральный банк Республики Беларусь, как уже неод­нократно говорилось, именуется Национальным банком. Он был создан в 1991 г. Становление и развитие Национального банка осуществлялось на институциональной основе законов "О Национальном банке Республики Беларусь", "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", постановле­ния Верховного Совета Белорусской ССР "О Национальном бан­ке Белорусской ССР и банках на территории республики", ко­торые были приняты Верховным Советом республики в декабре 1990 г. Национальный банк изначально не обладал стату­сом государственного органа, равноправного Совету Минис­тров страны.

Конституцией Республики Беларусь определено: "Нацио­нальный банк регулирует кредитные отношения, денежное об­ращение, определяет порядок расчетов и обладает исключи­тельным правом эмиссии денег"47. Осенью 1996 г. на республи­канском референдуме были приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, согласно которым Прези­дент Республики Беларусь получил право назначать на дол­жность Председателя и членов Правления Национального бан­ка с согласия Совета Республики и освобождать их с уведомле­нием Совета Республики.

С 2001 г. правоотношения, возникающие при осуществле­нии банковской деятельности, строятся на основе Банковского кодекса Республики Беларусь, закрепившего независимость деятельности Национального банка. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу, осуществляемую в границах его полномочий. Председатель Правления Нацио­нального банка является членом Правительства нашего госу­дарства.

Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер устав­ного фонда и порядок распределения прибыли определены Ус­тавом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк — это единая централизованная орга­низация. В ее состав входят центральный аппарат, структур­ные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Общая организацион­ная структура Национального банка представлена на рис. 17.1. Работа структурных подразделений и организаций Националь­ного банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Националь­ного банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организу­ются оборотные кассы.

По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей де­ятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет ди­ректоров.

Рис. 17.1. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

Правление является высшим органом управления эмисси­онным банком. Это коллегиальный орган, определяющий ос­новные направления деятельности Национального банка, руко­водящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Рес­публики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавлива­ется размер участия иностранного капитала в банковской систе­ме страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка. Правлением принимаются решения о регулировании банковской деятельности, кредитных и валютных отношений, об определении порядка расчетов, о государственной регистра­ции кредитной организации, ее реорганизации и ликвидации, о выдаче либо отзыве лицензий, о применении к банкам мер воз­действия и др.

Свои решения Правление принимает в форме постановлений.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Уставом Национального банка опре­деляется компетенция Правления и порядок созыва его заседа­ний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже од­ного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом вве­ден ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государ­ственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Президент вправе освобождать их от должности с уведомле­нием Совета Республики в случаях: истечения срока полномо­чий; неспособности исполнять служебные обязанности по состо­янию здоровья, констатированной заключением медицинской комиссии; отставки; ухода на пенсию; несоблюдения Конститу­ции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента и иных обязательных для Национального банка актов законода­тельства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей; разглашения сведений, составляющих государ­ственную или служебную тайну; признания виновным в совер­шении преступления по приговору суда; в иных случаях, пред­усмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления не более двух сроков подряд.

Правление Национального банка принимает решения про­стым большинством голосов при условии присутствия на его за­седании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого оп­ределяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка. В функции Сове­та директоров входит утверждение порядка проведения отдель­ных операций Национального банка, принятие решений о вы­пуске в обращение банкнот и монет, об изменении процентных ставок по операциям Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Нацио­нальном банке, и др.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководи­теля Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров орга­низована согласно регламенту.

Члены Совета директоров (за исключением его руководите­ля) назначаются Правлением в соответствии с установленным Уставом порядком. Уставом определяется и компетенция Сове­та директоров. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при усло­вии присутствия на его заседании не менее шести членов. Засе­дания Совета директоров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Подразделения центрального аппарата Национального бан­ка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и эконо­мического анализа; платежного баланса и банковсой статисти­ки; внешнеэкономической деятельности; монетарных опера­ций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и депар­таменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридиче­ский, банковского надзора, валютного регулирования и валют­ного контроля. Административный блок состоит из департа­мента администрации и управления кадровой политики, безо­пасности и защиты информации.

В свою очередь в состав департаментов входят несколько от­делов и управлений. Так, департамент монетарных операций объединяет депозитарий и управления операций с ценными бу­магами и реализации монетарной политики; департамент бан­ковского надзора состоит из отдела регистрации и лицензирова­ния и управлений методологии пруденциального надзора, орга­низации надзора, инспекции, информационно-аналитического. Организационная структура и штатное расписание департа­ментов Национального банка утверждаются Председателем Пра­вления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом ди­ректоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом. К примеру, Юридиче­ский департамент осуществляет разработку и проведение об­щей правовой политики Национального банка, прогнозирова­ние правового обеспечения банковской деятельности; Департа­мент монетарных операций регулирует ликвидность банков­ской системы и кредитных отношений, проводит процентную политику.

Законодательством Республики Беларусь, касающимся ос­нов службы в государственном аппарате (о государственной службе), установлен статус служащих Национального банка.

Права и обязанности служащих Национального банка, усло­вия их найма и увольнения определяются Советом директоров. Служащие Национального банка не имеют права: иметь и (или) приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций; зани­мать должности в банках и иных организациях на условиях штатного совместительства.

Высшим законодательным органом страны определяется размер уставного фонда Национального банка. Он формируется из средств государственного бюджета, целевых поступлений, прибыли самого банка и служит обеспечением обязательств На­ционального банка. Размер уставного фонда Национального банка по состоянию на 1 января 2003 г. был равен 60 млрд. бело­русских рублей.

За счет отчислений от прибыли банка формируются резерв­ный и иные фонды Национального банка. При осуществлении долгосрочных финансовых вложений и затрат капитального характера резервный фонд служит одним из источников обеспе­чения затрат. Национальным банком также формируются спе­циальные резервы общих банковских рисков.