logo search
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Страховое дело

13.2. Морское, авиационное и наземное страхование.

Морское страхование

Морское страхование охватывает страхование судов, контейнеров, груза, фрахта, ответственности судовладельца. В связи с тем что морские перевозки являются наиболее опасными, страховые компании принимают на страхование любой риск, связанный с мореплаванием.

Договоры страхования бывают разовыми и многократными.

Договор страхования заключается на основе письменного заявления.

Страховой тариф зависит от типа и класса судна, района плавания.

Страхование судов осуществляется по следующим вариантам:

1. с ответственностью за гибель и повреждения.

2. без ответственности за повреждения;

3. без ответственности за частную аварию;

4. с ответственностью только за полную гибель судна, включая пропажу судна без вести.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все зависимые от него меры к спасению застрахованного судна, уменьшению убытков. Обстоятельства аварии должны быть зафиксированы в судовом журнале. По прибытию в порт капитан должен сделать заявление об аварии (морской протест). По прибытию представителя страховой компании капитан обязан представить все документы, касающиеся аварии, для определения суммы ущерба

Авиационное страхование

По данному страхованию могут быть застрахованы воздушные суда, запасные части к ним, специальное оборудование и снаряжение, установленное и перевозимое на его борту, а страхователями выступают авиаперевозчики, крупные коммерческие компании, имеющие собственный авиатранспорт, аэроклубы, частные владельцы и др.

Договор может быть заключен на рейс и на определенный срок.

Страховщик принимает на себя обязательства по возмещению ущерба за гибель, пропажу без вести и повреждение средств воздушного транспорта.

На практике широко применяются комбинированные полисы, которые объединяют страхование воздушных судов (авиакаско) и страхование различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.