Спрос и предложение в механизме рынка
Спрос и предложение – наиболее часто используемые в экономической теории термины. Спрос и предложение – силы, приводящие в движение рыночную экономику. Они определяют количество производимых товаров и их цену.
Спрос – это понятие, которое связывает покупаемое количество благ с теми жертвами, которые приходится приносить для приобретения этих благ. Закон спроса устанавливает, что существует отрицательная зависимость между количеством какого-либо блага, которое люди будут покупать, и ценой или жертвой, которую они будут платить для его приобретения. Сущность закона в том, что при более высоких ценах купят меньше, а при более низких – больше.
Следует различать понятия: величина спроса и сам спрос. Величина спроса – точка на кривой, которая показывает конкретные сочетания количества и цены приобретаемых товаров, а сам спрос – вся кривая, которая показывает устойчивый ряд зависимостей между ценой и количеством приобретённых товаров.
Величина спроса – фиксированный определённый размер покупки. Когда идёт речь об изменении величины спроса, перемещение по кривой спроса показывает изменение величины спроса. Изменение самого спроса – перемещение всей совокупности точек, сдвиг кривой спроса. Вправо вверх – увеличение, влево вниз – уменьшение спроса.
Экономические факторы изменения спроса:
1. Вкусы и предпочтения потребителей.
2. Доходы потребителей.
3. Количество покупателей или структура потребления.
4. Потребительские ожидания.
5. Цены на взаимосвязанные товары.
Если рассмотрим ситуацию на рынке со стороны продавца или предложения товаров, то аналогично объёму спроса, объёмом или величиной предложения называется такое количество товара или блага, которое согласны предложить продавец или группа продавцов на рынок в единицу времени при определённых условиях. Зависимость величины предложения от цены будет прямая. Таким образом, суть закона предложения в том, что увеличение цены стимулирует рост величины предложения, а уменьшение цены ведет к уменьшению величины предложения.
Факторы, влияющие на изменение предложения:
1. Цены на ресурсы.
2. Изменение технологии производства.
3. Налоги и дотации.
4. Ожидание производителей.
5. Уровень конкуренции.
В условиях рыночной экономики осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Если совместить кривые спроса и предложения, то на пересечении кривой спроса и предложения формируется равновесная цена и равновесный объём. Равновесная цена показывает такое состояние экономики, при котором производитель готов продать свой товар, а потребитель готов купить этот товар. Равновесный объём – то количество товара, которое будет реализовано при равновесной цене.
Кривые спроса на различные товары неодинаковы. У одних товаров она более крутая, у других более пологая. Угол наклона кривой изменяется в зависимости от того, как изменяется величина спроса под влиянием цены. Это свойство называется эластичностью.
Эластичность – реакция потребителей на изменение цены, она выражается в изменении величины спроса. Если даже небольшое изменение цены сопровождается значительным изменением величины спроса – то это эластичный спрос, а если даже большее изменение цены вызывает незначительное изменение величины спроса, то это неэластичный спрос. Различают также единичную эластичность, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.
Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности. Если Ер > 1, то спрос эластичный, т.е. это означает, что величина спроса увеличивается или уменьшается быстрее изменения цены; если Ep < 1, то неэластичный спрос; если Ep = 1, то единичная эластичность.
О характере эластичности спроса также можно судить по показателю совокупной выручки: TR = P х Q.
Если понижение цены вызывает такое увеличение спроса, что общая выручка увеличивается, то это эластичный спрос.
Если понижение цены компенсируется ростом величины спроса и общая выручка остаётся постоянной, то это единичная эластичность.
Если понижение цены вызывает незначительный рост количества покупаемых товаров, так что общая выручка падает, то это не эластичный спрос.
Таким образом, если изменение цены приводит к противоположному изменению совокупной выручки, то спрос эластичный, а если изменения направлены в одну сторону, то спрос неэластичный.
Факторы, влияющие на эластичность:
1. Наличие товаров-заменителей, их количество качество и цена.
2. Число конкурирующих продавцов.
3. Специфика рынков отдельных товаров.
4. Фактор времени.
Практические выводы: при неэластичном спросе – продавцы не склонны снижать цены, неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен, в то время как эластичный спрос – фактор понижения цен.
Показатели эластичности спроса:
1. Эластичность спроса по цене: данный показатель показывает, на сколько процентов изменится величина спроса, если цена изменилась на 1 %.
2. Эластичность спроса по доходу: показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
3. Коэффициент перекрёстной эластичности: показывает зависимость величины спроса на данный товар, при изменении цены на другой товар, выступающий по отношению к первому, как взаимодополняющий или взаимозаменяемый товар.
Эластичность предложения показывает, как изменится объём предложения, при изменении цены на один процент. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, то есть можно ли быстро увеличить производство того или иного товара. Второй фактор – способность товара или продукта к длительному хранению и стоимость этого хранения.
Практические выводы: для производителя более привлекательной является ситуация неэластичного предложения, которая гарантирует стабильность производства, даже при резком изменении цены, поэтому кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения близки. В случае неэластичного спроса предприниматели заинтересованы не в расширении производства, а в переводе эластичного предложения в неэластичное. Для этого есть такой способ, как искусственное ограничение объёма производства, и возможно это в том случае, если на рынке господствует монополист или отсутствуют товары-заменители.
- Методические указания
- Предисловие
- Товарное производство: условия и причины возникновения и существования. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, заключенного в товаре
- Рынок: функции и структура. Объекты и субъекты рыночной
- Экономики. Условия функционирования рыночной системы.
- Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов
- Спрос и предложение в механизме рынка
- Предпринимательство: сущность, принципы, мотивация поведения. Виды предпринимательства. Основные организационно-правовые формы предприятий
- Кругооборот и оборот капитала. Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала. Амортизация
- Издержки производства и прибыль. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек и прибыли
- Структура и динамика издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах деятельности фирмы: постоянные, переменные, средние, предельные. Закон убывающей предельной производительности
- Характерные черты основных моделей рынка. Антимонопольное законодательство
- Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной практике используются следующие всеохватывающие макроэкономические показатели.
- Основные характеристики, показатели внп
- Причины, сущность, цели и границы государственного регулирования рыночной экономики. Экономические функции государства в рыночной экономике
- Налоги и налоговая система: сущность, функции, виды, принципы. Кривая Лаффера
- Деньги и их функции. Денежная система. Кредитно-денежная политика государства
- Инфляция: причины, сущность, виды, измерение. Влияние инфляции на перераспределение и объем национального продукта
- Банки: сущность, виды, роль в функционировании рыночной экономики. Банковская система. Функции центрального и коммерческих банков
- Экономический цикл: его сущность, структура и виды колебаний
- Рынок труда. Заработная плата и занятость. Закон Оукена
- W – заработная плата
- Экономический рост: сущность, факторы, модели, измерение. Глобальные проблемы экономического развития