Тема 9: Правовое регулирование страхования.
Страхование как объект правового регулирования.
Государственное регулирование страховой деятельности.
Обязательное государственное страхование.
Литература:
Химичева Н. И. Финансовое право. М. 2003. с. 581- 629
Крохина Ю. А. Финансовое право. М. 2004. с. 608-638
1 в-с:
Страхование представляет собой один из элементов финансовой системы государства.
Страхование — один из видов публичной финансовой деятельности, обусловленный необходимостью вмешательства государства в процесс перераспределения потерь, падающих на отдельные категории физических, юридических лиц или на само государство. Посредством страхования риски отдельных лиц ложатся на группу лиц, действующих в этой же сфере производства и подверженных подобным опасностям.
Страхование — разноплановая категория, которую можно рассматривать в экономическом, материальном и юридическом аспектах.
Как экономическая категория страхование представляет собой отношения по формированию целевых денежных фондов за счет страховых взносов и их использование на возмещение непредвиденного ущерба.
В материальном аспекте страхование выражается в наличии денежных фондов, образованных за счет страховых взносов и предназначенных для финансирования непредвиденных или неблагоприятных явлений различного рода.
Страхование как юридическая категория — это урегулированные нормами права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Данное определение содержит следующие юридические признаки страхования:
наличие у одного из участников страховых отношений имущественного или неимущественного интереса, который необходимо охранять;
нарушение охраняемого интереса должно иметь случайный, непредвиденный характер;
защита охраняемого интереса осуществляется на платной основе;
при наступлении страхового случая выплачивается денежная сумма;
формирование специального денежного фонда, за счет которого производится денежная выплата.
С правовой точки зрения страхование образует комплексную отрасль законодательства. Отношения в области страхования регулируются нормативными правовыми актами, относящимися к различным отраслям права. ГК РФ содержит специальную гл. 48, комплексно регулирующую отношения страхования. Административное законодательство регулирует порядок лицензирования страховой деятельности. Отдельные виды и условия страхования регулируются самыми различными законами: КТМ РФ, Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральными законами от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и др.
Большее значение в правовом регулировании отношений страхования имеет Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с последующими изменениями, который дает понятие страхования, определяет его формы, субъектов правоотношений в сфере страхования, способы оформления страховых отношений, регулирует обеспечение финансовой устойчивости страховщиков, а также порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью.
В предмет финансового права входят те отношения по страхованию, в которых государство выступает в качестве участника. Участие государства в определенных страховых отношениях необходимо в силу реализации им социальных функций, как следствие, возникает необходимость пенсионного и медицинского страхования, страхования военнослужащих и работников правоохранительных органов и т. д.
В современном обществе страхование является необходимым условием государственной финансовой деятельности. Во-первых, повышение уровня развития производства влияет на степень безопасности общества и обусловливает рост всевозможных рисков: пожаров, финансовых потерь, техногенных катастроф, природных катаклизмов, негативных социальных обстоятельств и т. д.
Во-вторых, страхование служит стабильным источником долговременных накоплений государства. Привлекая денежные средства физических и юридических лиц в качестве страховых взносов, государство не полностью расходует фонды страховых резервов, поскольку не всегда наступают юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховки. В результате государство получает возможность использовать временно аккумулированные финансовые средства на текущие публичные потребности, а страховые резервы инвестировать (вкладывать) в долгосрочные проекты.
В-третьих, страхование позволяет рационально осуществлять расходование бюджетных денежных средств. Как известно, наличие государственных функций означает необходимость их реализации, что сопровождается финансовыми затратами. Страховые фонды являются гарантами компенсации государству его непредвиденных потерь, а с другой стороны, гарантируют материальную компенсацию физическим и юридическим лицам в тех сферах деятельности, которые отнесены к общественно значимым. В обоих случаях фонды страховых резервов принимают на себя обязательства по финансированию непредвиденных потерь или неблагоприятных последствий, освобождая таким образом бюджетную систему от бремени дополнительных расходов.
До перехода России к рыночным формам система страхования играла вспомогательную роль, поскольку возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на ликвидацию неблагоприятных явлений и их последствий.
Страхование как звено финансовой системы государства выполняет три взаимосвязанные функции:
защита имущественных интересов публичных и частных субъектов. Посредством осуществления страховой деятельности государство получает возможность компенсировать свои потери или потери иных субъектов права, возникшие в результате непредвиденных или неблагоприятных обстоятельств. Страхование представляет собой эффективный инструмент осуществления государством социальной политики;
накопление публичных финансовых средств за счет привлечения страховых взносов от иных субъектов. Реализуя данную функцию, государство аккумулирует и обособляет дополнительные финансовые средства;
снижение риска непредвиденных бюджетных расходов.
В процессе осуществления государством деятельности в сфере страхования складываются финансовые правоотношения, которые имеют свое содержание.
Объектами страхования могут быть имущественные и неимущественные субъективные интересы, возможность страхования которых юридически признана. К таким объектам относятся интересы:
связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;
связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом;
связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического или юридического лица.
Страховые правоотношения складываются не только относительно защиты каких-либо интересов, но и в процессе осуществления страховой деятельности. Поэтому объектами страховых правоотношений также являются:
страховой риск — предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование;
страховой случай — совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьи лицам;
страховая выплата — страховое возмещение или страховое обеспечение, которое обязан произвести страховщик в пользу страхователя, застрахованного лица, выгодоприобретателя или иного третьего лица.
Субъектами страховых правоотношений являются страхователи, страховщики, страховые агенты и страховые брокеры.
Страхователи — это юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).
Страховщики — юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.
В качестве страховщиков могут выступать страховые организации и общества взаимного страхования. Законодательством установлено правовое ограничение относительно видов деятельности страховщиков: предметом их непосредственной деятельности не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Относительно создания иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории России могут быть установлены дополнительные законодательные ограничения.
Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
Многообразие страховых отношений позволяет их классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от формы организации страхования выделяют:
добровольное страхование — осуществляемое на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого физическим или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком);
обязательное страхование — осуществляемое в силу закона, основные условия которого также определяются соответствующими законами Российской Федерации. Обязательное страхование может быть двух видов: негосударственное и государственное;
обязательное негосударственное страхование, которое возможно в силу указания закона на необходимость и обязанность страхователей страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц. В частности, обязательному страхованию подлежит ответственность нотариусов, ответственность владельцев автотранспортных средств, наличная иностранная валюта, перемещаемая уполномоченными банками через таможенную границу Российской Федерации;
обязательное государственное страхование, возникающее только в силу прямого указания закона на необходимость страхования жизни, здоровья и имущества за счет средств соответствующего бюджета.
В зависимости от объектов страхования выделяют: 1) личное страхование — имущественная защита жизни, здоровья, трудоспособности, а также пенсионное обеспечение; 2) имущественное страхование — защита интересов, связанных с правом собственности на какие-либо объекты; 3) страхование ответственности — защита интересов, связанных с возмещением вреда, причиненного личности или имуществу.
2 в-с:
В Российской Федерации с 1992 г. государство не является монополистом в сфере предоставления страховых услуг. В начале 90-х гг. в процессе реформирования национальной экономики одна из важнейших функций государства — материальная защита частных и публичных субъектов от непредвиденных или негативных обстоятельств — была в значительной степени передана профессиональным страховым организациям. Однако делегирование государственной функции не означает невостребованности страховых услуг для публичной финансовой деятельности, напротив, страхование является важнейшим элементом регулируемой рыночной экономики. Как следствие, у государства возникла обязанность нормативно обеспечивать и всесторонне контролировать деятельность негосударственных страховщиков.
Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать эффективное развитие национальной системы страхования и действенный контроль за страховыми организациями.
Государственное регулирование страхования осуществляется следующими методами:
прямое участие государства в страховой деятельности;
законодательное обеспечение функционирования национального страхования;
государственный надзор за страховой деятельностью.
Прямое участие государства в страховой деятельности осуществляется посредством определения основ страхования некоммерческих рисков по защите инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов. За счет средств федерального бюджета финансируются программы обязательного государственного страхования, оказывается поддержка государственным страховым компаниям, предоставляются дополнительные гарантии при размещении средств страховщиков, привлекаемых в рамках приоритетных видов страхования в форме нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом.
Одним из наиболее важных элементов страховой компетенции государства является формирование целевых резервов, предназначенных для компенсирования несостоятельности отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
В страховые правоотношения государство может вступать в качестве страховщика или страхователя. Наиболее распространенными видами обязательного государственного страхования являются те, в которых государство выполняет функции страхователя. В правоотношениях по обязательному государственному страхованию, одной из сторон которых выступает государство в виде страхователя, как правило, законодательно устанавливаются повышенные требования к контрагенту публичной власти — страховщику. Например, для осуществления страхования при осуществлении международных перевозок продукции военного назначения или поставок по государственному оборонному заказу государство выбирает страховщиков путем проведения закрытого конкурса с учетом рекомендаций Министерства финансов РФ. При этом к страховым организациям, допускаемым к участию в подобном конкурсе, предъявляются повышенные требования: резидентство Российской Федерации; опыт работы по страхованию грузов не менее пяти лет; наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; наличие сети филиалов и представительств; отсутствие санкций Министерства финансов РФ и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Прямое участие государства в страховой деятельности заключается также в разработке и реализации государственной политики в области страхования, определении порядка участия страховых организаций в государственных программах страхования.
Законодательное обеспечение страховой деятельности как метод государственного регулирования заключается в нормативно-правовом обеспечении субъектов страховых отношений. Приоритетными направлениями данного метода являются: определение и конкретизация условий допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок; выработка законодательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений на внутреннем страховом рынке; регламентация перестраховочной деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж.
Государственный надзор за страховой деятельностью включает в себя ряд процедур контрольного характера, основными из которых выступают организация надзора за страховыми организациями; разработка процедур финансового оздоровления страховых организаций; установление специальных правовых режимов по отношению к страховым организациям, оказывающим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий; определение порядка и условий лицензирования страховой деятельности; установление санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, а также принципов добросовестной конкуренции.
В настоящее время функции государственного страхового надзора возложены на Федеральную службу страхового надзора. Основными сферами деятельности являются:
лицензирование страховой деятельности;
ведение Единого государственного реестра страховщиков, их объединений и страховых брокеров;
осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечение платежеспособности страховщиков;
определение правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета и отчетности страховых операций;
разработка нормативных документов и методических материалов, регулирующих отношения в сфере страхования;
выдача разрешений на участие иностранных инвесторов в российских страховых организациях на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций или долей в уставном капитале российских страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;
обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании.
3 в-с:
Обязательное страхование может быть двух видов: обязательное в силу указания закона, но не требующее участия государства в качестве одной из сторон; обязательное в силу закона и требующее участия государства в качестве страховщика или страхователя.
Первый вид страхования осуществляется посредством заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Обязательное страхование, осуществляемое без включения в субъектный состав государства и, следовательно, не предполагающее движения бюджетных денежных средств, относится к сфере гражданско-правового регулирования.
Предмет финансового права образуют правоотношения по обязательному государственному страхованию, поскольку требуют участия государства в качестве страховщика или страхователя; осуществляются посредством движения бюджетных денежных средств; в большей степени урегулированы императивными нормами, т. е. соответствуют основному методу финансового права — методу властных предписаний.
Вместе с тем гражданско-правовые отношения в сфере страхования могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения. В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государство выплачивает инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере 50 процентов от суммы страхового взноса. В рассмотренном примере гражданско-правовая сделка по страхованию выступает юридическим фактом, порождающим бюджетные правоотношения.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета. Денежные средства на обязательное государственное страхование выделяются федеральным органам исполнительной
власти.
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных нормативных правовых актов о таком страховании либо на основании договоров, заключаемых в силу требований законодательства.
В настоящее время обязательное государственное страхование достаточно часто осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых страхователями — федеральными органами государственной власти и страховщиками — специализированными страховыми компаниями. Заключая с федеральным органом государственной власти договор страхования, страховщик тем самым принимает на себя обязательство по предоставлению застрахованным лицам (выгодоприобретателям) установленного законодательством страхового обеспечения. И хотя такое обязательство возникает из гражданско-правового договора, страховщик, осуществляя выплату страховых сумм, действует от имени государства, т. е. выполняет одновременно и публичную финансовую функцию, реализуя за счет бюджетных средств обязанности государства по социальному обеспечению, компенсации причиненного жизни и здоровью вреда и т. д. Вместе с тем принятие на себя страховщиком данной функции не освобождает государство от обязанности обеспечивать надлежащее финансирование расходов на обязательное государственное страхование. Использование в обязательном государственном страховании договора в качестве инструмента гражданско-правового регулирования не изменяет в конечном счете финансово-правовую природу прав и обязан ностей, которые связывают государство и иных лиц, подлежащих обязательному страхованию за счет бюджетных средств.
В процессе осуществления обязательного государственного страхования происходит распределение бюджетных денежных средств и, следовательно, возникают финансово-правовые отношения.
Субъектами финансово-правовых отношений по обязательному государственному страхованию выступают страхователи — федеральные органы исполнительной власти, а также страховщики — государственные страховые или иные государственные организации.
Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам по тарифам, определенным законами или иными нормативными правовыми актами о страховании.
В настоящее время удельный вес государственного обязательного страхования превышает 40 процентов от всего страхового рынка, а видов такого страхования насчитывается более 50. Например, к сфере обязательного государственного страхования за счет средств федерального бюджета относится страхование:
материальных ценностей государственного резерва в соответствии с перечнем, определяемым Правительством РФ;
урожая сельскохозяйственных культур;
членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы на сумму годового денежного вознаграждения в случае гибели (смерти) вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, а также страхование на случай причинения увечья или иного повреждения здоровья;
государственных служащих Российской Федерации на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы;
муниципальных служащих на случай причинения вреда здоровью или имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей, а также обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением должностных обязанностей;
лиц, здоровью которых нанесен вред вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
сотрудников налоговых органов, милиции, работников прокуратуры, судей, судебных приставов, сотрудников органов внешней разведки, сотрудников таможенных органов, врачей-психиатров и другого персонала психиатрических клиник, военнослужащих, работников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, работников государственных и муниципальных'медицинских учреждений, обеспечивающих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Тема 1. Специальные органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.
- Часть 2 — Бюджетная система Российской Федерации; часть 3 - Бюджетный процесс в Российской Федерации; часть 4 — Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- Часть 5 — Заключительные положения.
- Тема 4: Финансовый контроль.
- Тема 5. Бюджетное право. Бюджетное устройство.
- Тема 6: Бюджетный процесс.
- 2) Стадии бюджетного процесса
- Тема 7: Правовое регулирование внебюджетных фондов
- Тема 8: Правовые основы государственного кредита.
- Тема 9: Правовое регулирование страхования.
- Тема 10: Правовые основы государственных расходов
- Тема 11. Сметно-бюджетное финансирование
- Тема 12. Правовые основы банковского кредитования.
- Тема 13. Правовые основы денежной системы
- Правовые основы расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Правовое определение валюты и валютных ценностей
- Правовое регулирование валютных операций
- Валютный контроль