Упражнения
1. У муравьев и пчел существует разделение обязанностей между членами семьи, они строят жилье, накапливают пищу, ведут ожесточенные сражения за места обитания. Означает ли это, что в их мире существуют отношения собственности?
2. Укажите, какие из нижеперечисленных форм собственности относятся к частной собственности, а какие - к общественной.
Таблица 2.1
Частная собственность | Общественная собственность |
1. 2. 3.
| 1. 2. 3. 4. |
Общенародная, корпоративная, индивидуальная, партнерская, коллективная, государственная, муниципальная.
3. Правовые отношения собственности включают в себя правовые нормы, определяющие права собственника, его имущественную ответственность и способы защиты его прав. Эти отношения охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования и распоряжения имуществом. Что для вас конкретно означают эти права, если вы являетесь собственником гаража?
4. Заполните табл. 2.2, разграничив нижеприведенные проявления частной собственности на положительные и отрицательные.
Таблица 2.2
Плюсы | Минусы |
1. 2. | 1. 2. |
Имущественная дифференциация собственников, развитие предприимчивости, жесткая зависимость благосостояния собственника от результатов производственной деятельности, усиление конкуренции.
5. Лица А, Б, В являлись владельцами фирмы. Соответственно каждый имел 60, 30 и 10% совокупного дохода. Фирму признали банкротом, претензии кредиторов были предъявлены лицу А. О какой форме предпринимательства идет речь?
6. Как распределяются правомочия при доверительном управлении банком вашими средствами (знаком «+» отметьте субъект, за которым закреплено это правомочие). Правомочие 1 представлено как образец.
Таблица 2.3
| Правомочия | Клиент | Государство | Банк |
1. | Право владения | + |
|
|
2. | Право пользования |
|
|
|
3. | Право распоряжения |
|
|
|
4. | Право на доход |
|
|
|
5. | Право на капитальную стоимость |
|
|
|
6. | Право на безопасность |
|
|
|
7. | Право на наследование |
|
|
|
8. | Бессрочность |
|
|
|
9. | Запрещение вредного использования |
|
|
|
10. | Ответственность в виде взыскания |
|
|
|
11. | Остаточный характер |
|
|
|
7. Иванов, Петров, Сидоров являются совладельцами фирмы. Иванов и Петров отвечают по обязательствам солидарно всем своим имуществом. Что же касается Сидорова, то он может понести убытки, связанные с хозяйственной деятельностью, только в пределах суммы внесенного им вклада. О какой форме предпринимательства идет речь?
8. Подумайте, какие факторы обусловили неизбежность дефицита ресурсов в административно-командной экономике. Ваш ответ должен быть обоснован.
9. Заполните табл. 2.4, указав, какие экономические субъекты (потребитель, производитель, государство) отвечают на главные вопросы экономики в различных типах экономических систем:
Таблица 2.4
Главные вопросы экономики: | Типы экономических систем | |||
Традиционная | Рыночная | Административно-командная | Смешанная | |
«Что производить?» |
|
|
|
|
«Как производить?» |
|
|
|
|
«Для кого производить?» |
|
|
|
|
10. Внимательно прочитав конспект лекции или соответствующие главы рекомендованных учебников, заполните табл. 2.5. Обоснуйте необходимость возникновения смешанной экономики, обобщив результаты таблицы.
Таблица 2.5
Рыночная система | Административно-командная система | |||
преимущества
| недостатки | преимущества | недостатки |
11. Принято считать, что только рыночная организация экономики создает специфические стимулы и принципы ведения хозяйства. К ним относятся, например, свобода выбора сферы приложения труда или предпринимательских способностей, свобода потребительского выбора при данных доходах, частный экономический интерес в любой сфере бизнеса, не запрещенной законом, и др. Почему, на ваш взгляд, запрещались подобные стимулы и принципы в большинстве стран с командно-административной экономикой?
12. Изучив материалы лекции и соответствующие главы рекомендуемых учебников, заполните табл. 2.6:
Таблица 2.6
Признаки | Типы экономических систем | |||
Традиционная | Рыночная | Административно-командная | Смешанная | |
Форма собственности |
|
|
|
|
Тип хозяйствования |
|
|
|
|
Цель системы |
|
|
|
|
Основа механизма распределения ресурсов |
|
|
|
|
Схема движения готовой продукции: |
|
|
|
|
Приоритет интересов |
|
|
|
|
Пример системы в современных российских реалиях |
|
|
|
|
Тесты
1. Частная собственность - это форма юридического закрепления за гражданином прав:
а) владения и применения какого-нибудь имущества;
б) пользования и распоряжения каким-либо имуществом;
в) применения и распоряжения каким-либо имуществом;
г) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом.
2. В правомочия арендатора не входит:
а) владение арендованным имуществом;
б) пользование арендованным имуществом;
в) отчуждение арендованного имущества;
г) право на доход.
3. Безвозмездное изъятие у собственника его имущества в установленном государственном порядке, это:
а) монополизация;
б) приватизация;
в) национализация;
г) конфискация.
4. Администрация города под давлением «зеленых» решила закрыть химический завод. Об использовании какого из правомочий идет речь?
а) права владения;
б) права распоряжения;
в) права на запрещение вредного использования;
г) право суверена.
5. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:
а) коллективная собственность и коллективное присвоение;
б) частная собственность и частное присвоение;
в) общественная собственность и общественное присвоение;
г) частная собственность и общественное присвоение.
6. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:
а) является потенциальным собственником;
б) распоряжается потребительной стоимостью имущества;
в) является полным собственником.
г) распоряжается ценностью данного имущества.
7. Существование государственной собственности обусловлено:
а) наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей;
б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;
в) стремление увеличить государственные доходы;
г) все ответы верны.
8. Основной целью второго этапа приватизации в России является:
а) получение максимально возможного уровня доходов для ликвидации дефицита госбюджета;
б) отчуждение акций предприятий, находящихся в государственной собственности;
в) льготная приватизация предприятий работниками.
9. Экономические отношения собственности характеризуются:
а) использованием правовых норм;
б) отношением между людьми по поводу вещи, благ;
в) отношениями людей к вещи, благам;
г) взаимосвязями между средствами и предметами труда.
10. Какие меры относятся к первоочередным преобразованиям в переходной экономике:
а) отмена государственного контроля над ценами на потребительские товары;
б) снятие ограничений на частное предпринимательство;
в) повышение процента по кредитам выше уровня инфляции;
г) проведение малой приватизации в сфере розничной торговли и общественного питания.
11. Градуализм предполагает:
а) постепенную замену элементов командно-административной экономики рыночными отношениями;
б) проведение быстрых и радикальных реформ;
в) переход государственной собственности в частную;
г) устранение чрезмерной роли государства в экономике.
12. Приватизация отличается от процесса разгосударствления тем, что охватывает…
а) только трансформацию отношений собственности;
б) весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы;
в) только преобразование управления общественным производством;
г) только крупные сферы и отрасли экономики.
13. Разгосударствление представляет собой:
а) смену форм собственности;
б) конфискацию имущества и его национализацию;
в) приватизацию собственности;
г) переход к экономическим методам управления объектами собственности.
14. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства;
б) монетаризма;
в) марксизма;
г) неолиберализма.
15. Основополагающей предпосылкой формирования и развития рыночных отношений является:
а) развитие денежной системы;
б) возникновение и развитие частной собственности;
в) централизация капитала в руках отдельной группы лиц;
г) упрочнение государственной формы собственности.
16. Какая из перечисленных характеристик относится к административно-командной системе:
свобода частного предпринимательства;
установление цен с помощью механизма спроса и предложения;
частная собственность на землю;
централизованное планирование.
17. Общим во всех экономических системах является:
их структура;
наличие частной собственности;
товарно-денежный обмен;
участие государства.
18. Условием перехода от натурального к товарному хозяйству стало:
государственная поддержка производителей;
ограниченность ресурсов;
общественное разделение труда;
рост потребностей населения.
19. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, - это:
недостаток инвестиций;
растущее производство;
растущее потребление;
растущие потребности и ограниченность ресурсов.
20. Завершающей стадией воспроизводственного цикла, при любом типе хозяйствования является…
распределение;
производство;
потребление;
обмен.
21. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики, при которой:
продукты труда производятся для обмена на рынке;
существует обособленность производителей;
продукты производятся для внутрихозяйственного потребления;
характерно общественное разделение труда.
22. Общим признаком рыночной и административно-командной экономических систем является
централизованное распределение ограниченных ресурсов;
наличие товарно-денежных отношений;
свобода принятия решений экономическими субъектами;
конкуренция производителей.
- Министерство образования и науки
- Введение
- Тема 1. Введение в микроэкономику
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 2. Основы рыночного хозяйства
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 3. Рынок: сущность, функции, основные черты
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Отличительные особенности основных моделей рыночной экономики
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4. Основы теории спроса и предложения
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5. Эластичность спроса и предложения
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6. Поведение потребителя и потребительский выбор
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 7. Предприятие в экономике, издержки предприятия
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 8. Результаты деятельности предприятия
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 9. Выручка и прибыль предприятия
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 10. Типология рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 11. Рыночные структуры: монополия
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 13. Рынки факторов производства
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 14. Рынок труда
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 15. Рынок капитала. Процент
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 16. Рынок земли. Рента
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 17. Выбор в условиях неопределенности результата
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная:
- Вопросы к экзамену по микроэкономике
- Содержание