Проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности.
Осуществляя обработку основного объема информация интегрированная автоматизированная банковская система (АБС) является технологической базой современного банка.
Интегрированной АБС присущи взаимосвязь всех информационных процессов, единая модель данных, единая технология их обработки, общее программное ядро и т.д. Необходимо, чтобы все подразделения банка функционировали в едином информационном пространстве.
Это делает более эффективным управление банком, который имеет, как правило, территориально распределенную структуру, разнообразные взаимодействия со множеством клиентов, организаций, населением.
Единое информационное пространство делает доступными, объединяет все виды информации, обеспечивает оперативный доступ к ней, позволяет добиться полной прозрачности информации и др.
Выделяются следующие составные части информационного обеспечения:
информационная модель;
система показателей;
система классификации и кодирования;
база данных как способ организации информации.
Информационная модель служит для описания и взаимоувязывания объектов предметной области. В банке объектами являются: документы, счета, клиенты, сделки, операции и др.
Реализация объектов предметной области должна обеспечивать ведение системы показателей и отчетов, набора финансовых инструментов, множества валют и т.п. Необходимо иметь описание и поддержку таких объектов, как клиент, договор, документ, счет, проводка, план счетов, их свойств, связей, объемов информации, вспомогательных характеристик, перечень операций по каждому объекту и т.д.
Среди этого разнообразия следует выделить ряд важных факторов реализации технологических этапов и операций:
схемы движения документов, их маршрутизация;
логика и алгоритмы обработки документов, договоров;
формирование и контроль счетов лимитов по объектам и элементам организационной . структуры (подразделениям, исполнителям, банковским продуктам, клиентам).
Информационная модель предметной области предполагает возможность обслуживания рабочих мест пользователей в соответствии с их принадлежностью к организационной структуре, выполняемыми функциями, степенью ответственности, формированием отчетов, обеспечением обмена данными как внутри банка, так и вне его.
Система показателей призвана не только отражать в виде формации реальные процессы банковской деятельности, но и быть инструментом анализа прогноза, выработки стратегии развития.
В совокупности показатели образуют словарь информационной модели. Обширный словарь профессиональных терминов и понятий характеризует высокий уровень организации системы показателей в данных.
Терминология словаря должна быть близка и понятна тому кругу пользователей, на который она рассчитана (менеджеры, специалисты, пользователи низшего звена). В составе показателей различают оперативные данные, отчетные, учетные, аналитические, прогнозные, плановые и т.д.
Следует обратить внимание, что для банковской деятельности в большинстве случаев играющие стратегическую роль аналитические и прогнозные сведения являются пока недостижимыми, так как уровень профессионализма специалистов банковского дела невысок.
Система классификации и кодирования объектов банковской деятельности позволяет формализовать (описать по правилам) и упорядочить объекты, их признаки, связи. Система должна допускать формирование необходимого числа классификационных группировок и соответствовать объемам классифицируемых и кодируемых номенклатур (объектов).
Важной характеристикой системы классификации и кодирования для банков является гибкость — способность допускать включения новых объектов и признаков без разрушения структуры классификации.
База данных (БД) представляет собой совокупность взаимосвязанных групп данных (файлов, таблиц). От качества ее построения и функционирования во многом зависит эффективность работы и управления банком.
База данных создается на основе определенного способа структурирования данных при разработке модели бизнес-процесса. Главной задачей моделирования является построение информационного обеспечения пользователей всех рангов со всей полнотой отражения свойств объектов.
Возможности будущего развития специфики предметной области банковского бизнеса с совершенствованием методов моделирования информационной базы системы.
Решение таких задач опирается на использование многофункциональных программ, которые должны работать с актуальными, полными и достоверными данными.
В базе данных информационная модель отражает взаимосвязь объектов предметной области, их состав и свойства на уровне файлов, документов, показателей, реквизитов.
На рис. 1. показан пример модели базы данных, отражающий состав и связи базовых банковских объектов. Пример взят из программного комплекса ИНВОБАНК, разработанного фирмой «Инверсия», которая является одним из ведущих производителей банковской программной продукции и технологии.
Функционирование объектов в различных процессах и oпeрации с ними представляются в виде алгоритмов решения задач. Поэтому модель данных в базе существенно зависит от типа операций выполняемых над данными при решении функциональных задач.
Особенностью банковской деятельности является необходимость обработки нескольких типов данных — оперативных, аналитических, прогнозных.
В рамках АБС решаются разные задачи:
оперативная обработка больших объемов данных в режиме реального (в темпе протекания процессов),
аналитическая работа и работа с данными по прогнозированию будущего развития.
В зависимости от целевого использования, информация структурируется как в данных, так и в виде хранилищ данных.
Для оперативной обработки текущих данных используются базы данных системы OLTP (On-line Translation Processing —процессы транзакций в линии связи). Они основаны на постоянном обновлении информации в базе, данные регулярно добавляются, корректируются.
Важной задачей является надежное обеспечение транзакций. Под транзакцией понимается изменение состава данных в базе во время: короткого по времени цикла взаимодействия с ней (запрос — выполнение — ответ) по линиям связи.
Хранилище — это ориентированные на предметную область, поддерживающие хронологию наборы данных, неизменяемые, интегрированные.
Оно работает со значительными объемами данных по сравнению с базой данных и имеет более сложную систему организации. Технология хранилищ данных используется прежде всего с целью обобщения данных для всестороннего и глубокого анализа деятельности банка, для переосмысления его бизнеса, для получения консолидированной, объединенной по разным направлениям отчетности.
При решении аналитических задач пользователям верхнего уровня (администрация, менеджеры, специалисты) требуются данные, выбранные и обобщенные (агрегированные) по ряду признаков.
Таким требованиям удовлетворяют системы аналитической обработки данных OLAP (On-Line Analitic Processing — процессы анализа в линии связи).
OLAP-системы построены на следующих базовых принципах:
данные, необходимые для принятия решений, предварительно агрегированы в нужных разрезах;
организация информации обеспечивает максимально быстрый доступ к ней;
язык манипулирования данными основан на использовании бизнес-понятий и близок пользователям.
Например, информация отбирается по бизнес-процессам и их конкретным показателям для специалистов по анализу отдельных направлений в деятельности банка.
Изменение условий ведения бизнеса и соответствующее перепроектирование бизнес-процессов приводят к изменениям в информационных технологиях и прежде всего в информационном обеспечении.
Границы эволюционного (постепенного) развития информационного обеспечения зависят от свойств адаптивности бизнес-процессов и информационной базы. Свойство базы развиваться и адаптироваться к новым условиям означает возможность встраивания новых объектов в модель базы, а также их свойств и связей.
Одной из главных проблем на этапе эксплуатации базы данных является проблема ее эффективного ведения в условиях изменения информационных требований пользователей, которые приводят к изменению концептуальной основы и, как следствие, к изменению модели данных.
При этом возникает необходимость в перенастройке бизнес-логики, реструктурировании файлов базы, корректировке ретроспективных данных, обновлении алгоритмов, перенастройке интерфейса и т.д.
Автоматизируя новый или меняющийся бизнес-процесс, необходимо решать проблемы структуризации новых или реструктуризации имеющихся данных, реализации алгоритмов протекания процессов решения задаче обеспечивать комплекс операций по вводу, обработке, передаче, хранению и выводу данных. Анализ и проектирование структуры данных являются ключевыми этапами разработки информационного обеспечения не только на стадиях создания АБС, но и в процессе адаптации базы к новым условиям работы.
- 21 Финансовые информационные системы гр. 41 диэ 2012 г.
- Введение.
- Бухгалтерский учет на предприятии.
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета.
- Автоматизация бухгалтерского учета.
- Задачи подсистемы бухгалтерского учета
- Особенности информационного обеспечения бухгалтерского учета.
- Виды документов в бухгалтерском учете.
- Понятие аудита.
- Система компьютеризации аудита по этапам.
- Планирование аудита в системе код.
- Банковские информационные системы.
- Автоматизация банковской деятельности.
- Эффективность работы банка.
- Проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности.
- Проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности.