logo search
bitkina_otv_k_ekz

19) Деятельность Банка России как мегарегулятора

Мегарегулятор – форма организации регулирования и надзора за участниками и инфраструктурой фин рынка в стране в рамках единого гос органа.

Основная цель его создания заключается в одновременном обеспечении устойчивости фин сектора как на макропруденциальном (минимизация системного риска фин рынка), так и на микропруденциальном уровне (поддержание устойчивого фин положения отдельных фин посредников для защиты интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов).

К ключевым задачам деятельности мегарегулятора относятся:

– формирование целостной стратегии развития фин сектора;

– организация надзора за фин группами на консолидированной основе;

– минимизация возможностей для арбитража участников рынка на регулирующих нормах;

– обеспечение эффективного макропруденциального анализа рисков, влияющих на фин сектор;

– унификация подходов к надзору за отдельными сегментами финансового сектора в рамках построения системы макропруденциального регулирования;

– сокращение бюджетных издержек в результате экономии на масштабе деят-ти органа регулирования;

– разработка комплексных антикризис. планов и программ реструктуризации фин сектора в случае кризиса.

Банк России в новом статусе, с наделением его новыми полномочиями были расширены целиего деятельности. Ранее установленные цели (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) были дополнены двумя новыми:

Чтобы Банк России мог на практике выполнять функции мегарегулятора фин рынка, он был наделен рядом новых полномочий,которые ранее реализовывала ФСФР России. К нему перешли полномочия ФСФР России по нормативно- правовому регулированию фин рынка (без наделения правом представлять в Правительство РФ проекты ФЗ). Помимо того, теперь Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за фин некредитными организациями.

Кроме того, Банк России осуществляет контрольные и надзорные полномочия в отношении эмитентов при осуществлении ими деят-ти на фин рынках, а также в сфере корпоративных отношений в АО. В этих сферах Банк России осуществляет контроль и надзор в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.Регулирование, контроль и надзор за некоторыми сегментами фин рынка выведены за пределы компетенции Банка России. Так, Минфин России осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В связи с появлением у Банка России новых полномочий произошли изменения и в его внутренней структуре органов управления.

Во-первых, несколько изменился состав и компетенция совета директоров Банка России, в который теперь должны входить не 12 членов, а 14.

Во-вторых, изменился срок полномочий председателя ЦБ, который теперь составляет 5 лет.

В-третьих, создан действующий на постоянной основе новый орган, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции ЦБ в сфере фин рынка – Комитет фин надзора (аналог комитета банковского надзора).

В связи с интеграцией ФСФР России в структуру Банка России создано специальное подразделение – служба Банка России по фин рынкам (СБРФР). В течение ближайших нескольких лет именно СБРФР будет непосредственно обеспечивать исполнение Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере фин рынков. Задачами СБРФР являются:

− участие в развитии фин рынка РФ и его инфраструктуры;

− участие в обеспечении стабильности фин рынка РФ, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

− проведение анализа состояния и перспектив развития фин рынков в части сферы деят-ти некредитных фин организаций;

- формирование конкурентной среды на фин рынке РФ;

Основными функциями СБРФР являются:

− регистрация выпусков (доп) эмиссионных цб, их проспектов и отчетов об итогах выпуска;

− лицензирование деятельности фин некредитных организаций;

− контроль и надзор за деятельностью фин некредитных организаций;

− согласование и регистрация документов фин некредитных организаций;

С 3 марта 2014 г – ликвидация службы, вместо нее – 9 структурных подразделений!!!