Задолженность по кредитам правительств иностранных государств
Основной проблемой здесь являлся тот факт, что указанная задолженность представляла собой нерыночную составляющую государственного внешнего долга, и при управлении ею не могли быть использованы преимущества текущей ситуации на рынке.
Проведенное в 2005 году досрочное погашение задолженности перед членами Парижского клуба кредиторов в объеме 15 млрд долл. и в 2006 году – около 21,5 млрд долл. США за счет средств Стабилизационного фонда позволило достичь следующих целей:
• значительно укрепилась долговая устойчивость Российской Федерации – по уровню основных долговых показателей (долг/ВВП, долг/экспорт и др.) наша страна относится к числу стран с низким уровнем задолженности;
• уменьшилась нагрузка на федеральный бюджет, связанная с высоким бременем обслуживания государственного внешнего долга; это существенно ослабило зависимость его исполнения от внешних факторов, прежде всего от состояния нефтяного рынка, и повысило предсказуемость бюджетной политики.
• улучшилась структура государственного долга.
Выросла доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга Российской Федерации, и тем самым уменьшено влияние валютных рисков на расходы федерального бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга.
Существенно увеличилась доля рыночной (торгуемой) части государственного долга России.
В части задолженности перед кредиторами, не входящими в Парижский клуб, актуальной остается проблема завершения урегулирования задолженности бывшего СССР, не оформленной до настоящего времени двусторонними межправительственными соглашениями с такими государствами, как Мальта, ОАЭ, Словения, страны бывшей Югославии. Кроме того, необходимо начать погашение задолженности перед странами, с которыми уже согласованы соответствующие схемы: Кувейт, Оман, Таиланд, Китай, Хорватия, Сербия и Черногория, Босния и Герцеговина. Во всех этих случаях речь идет об организации поставок товаров (услуг) в счет погашения долга бывшего СССР.
Здесь могут возникнуть проблемы не только с подписанием межправительственных и далее межбанковских соглашений по урегулированию внешнего долга бывшего СССР, но и с организацией производства товаров, выбором производителя, определением коэффициента бюджетного финансирования производства и размером аванса производителю. Кроме того, например, до настоящего времени не подписано межправительственное, а соответственно и межбанковское соглашение с ОАЭ, тем не менее товарные поставки туда осуществляются еще с 1996 года, а долг не списывается, в том числе по причине отсутствия межбанковского соглашения, которое в свою очередь не может быть подписано ранее межправительственного соглашения.
В связи с изложенным, возрастает роль государственного контроля за расходованием средств на финансирование производства товаров для их дальнейших поставок в счет погашения государственного внешнего долга, а также за своевременностью и полнотой списания кредиторами погашенного таким образом внешнего долга.
- Лада Сергеевна Брагинская Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности
- Аннотация
- Л.С. Брагинская Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности Список сокращений
- Введение
- 1. Система управления государственным долгом
- 1.1. Цели и задачи
- 1.2. Контроль как элемент системы
- 1.3. Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно‑кредитную политику
- 1.4. Способы управления государственным долгом
- 1.5. Институционная основа управления государственным долгом
- 1.6. Временные границы управления государственным долгом
- 2. Анализ практического опыта управления государственным долгом
- 2.1. Законодательная база
- 2.2. Учет государственного долга
- 2.3. Международный опыт
- 2.4. Анализ основных проблем управления отдельными государственными долговыми обязательствами Привлечение и использование займов международных финансовых организаций
- Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга
- Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга
- Задолженность по кредитам правительств иностранных государств
- Государственный долг и социальная политика
- Региональный аспект и консолидированный долг
- Урегулирование внешнего долга товарными поставками
- Обменные операции и операции досрочного выкупа государственных бумаг
- 3. Оценка эффективности управления государственным долгом
- Определение целей, задач и критериев для проведения оценки эффективности операций с государственными ценными бумагами
- Цели (задачи) и критерии проведения оценки дополнительных результатов управления государственным долгом
- 3.2. Проведение оценки по выбранным критериям
- 3.3. Подготовка выводов и рекомендаций по результатам проведения оценки
- 3.4. Основные этапы метода проведения оценки
- Заключение
- Библиография