logo search
Реформы в Китае

2.5 Банковская реформа в Китае

В годы реформ банковская система в Китае является одним из самых динамичных элементов экономики. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, основной ее характеристикой остается жесткий контроль за деятельностью кредитных организаций со стороны государства и Центрального Банка.

Совокупные активы банков Китая достигли на 01.01.99 г. 13,28 трлн. юаней (1,6 млрд. долл.). В период с 1990 по 1998 г. активы кредитной системы росли в среднем за год на 24,4%. Выданные кредиты всеми банковскими учреждениями страны составили на начало текущего года 6,87 трлн. юаней (450,3 млн. долл.), что на 0,5% меньше, чем за 1998 год.

Аналитики отмечают, что по состоянию на начало 1999 г. 20% всех кредитов китайских банков относились к разряду просроченных, из них 6% - безнадежные долги.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета, который завершен в 1999 г., в совокупности с реструктуризацией кредитного портфеля банков позволил, по мнению экспертов Банка Китая, получить реальную картину состояния банковской системы в стране.

В Китае действует двухуровневая система банков. На первом уровне находится Центральный банк, на втором - специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. Отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками. Народный банк Китая (НБК) был создан 1 декабря 1948 г. Первоначально на него было возложено выполнение операций государственного казначейства, контроль над частными кредитами, размещение государственных займов и контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами.

С 1983 г. НБК выполняет функции центрального банка страны и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются государственной собственностью. Бюджет НБК, после его рассмотрения и утверждения финансовыми ведомствами Госсовета, включается в центральный бюджет КНР и подпадает под контроль за исполнением бюджета со стороны финансовых ведомств Госсовета.

Доходы НБК, за вычетом расходов отчетного года, а также чистая прибыль, образовавшаяся после формирования общего резервного фонда в соответствии с устанавливаемой финансовыми ведомствами Госсовета пропорцией, полностью перечисляются в центральный бюджет Китая. Убытки НБК компенсируются за счет ассигнований из того же бюджета. В 1998 г. чистая прибыль Банка Китая составила 3,52 млрд. юаней (425 млн. долл.), против 6,03 млрд. юаней в 1997 г.

В рамках банковской реформы в Китае продолжается кампания по освобождению Центрального банка от «посторонних видов деятельности». Так только за 1998 г. было закрыто 3226 принадлежащих банку фирм, или 92% из всех зарегистрированных его дочерних компаний. В региональные представительства Центрального банка были направлены специальные команды по надзору за исполнением принятых решений.

Среди коммерческих банков, расположенных на материковой части Китая, крупнейшими являются: Банк Китая и Южного моря (создан в 1921 г., владеет им Банк Китая); Китайский банк торговли (создан в 1985 г., находится в собственности более 7 банков и компаний); Гуандунский банк развития (создан в 1988 г., находится в собственности 9 банков и компаний).

По данным официальной статистики, коммерческие банки Китая имеют большую норму прибыли, чем государственные. У них более низкий уровень просроченной задолженности, что обусловлено изначальной коммерциализацией их деятельности и отсутствием «государственного заказа» в выдаче кредитов.

В то же время, коммерческие банки в значительно большей степени подвержены действию рыночных рисков, чем крупные государственные банки, имеющие поддержку Правительства. Банкиры обеспокоены значительными колебаниями национальной валюты и намерены вводить более действенные системы контроля за банковскими рисками, а также расширять операции в низкорискованных направлениях, за пределами кредитно-депозитной сферы.

После воссоединения 1 июля 1997 г. Сянгана (Гонконга) с Китаем с определенными оговорками можно сказать, что банковская система Китая пополнилась и банками, расположенными на территории Сянгана. Однако, согласно условиям соглашения, в Сянгане сохраняется право частной собственности на протяжении 50 лет.

В особом административном районе Сянган нет центрального банка, отсутствует валютный контроль. Капитал перемещается без каких-либо ограничений. Банковские проценты устанавливаются Банковской ассоциацией Сянгана с учетом мнения сянганского Правительства. Право денежной эмиссии принадлежит Правительству Сянгана, которое назначает банки, правомочные осуществлять эмиссию гонконгского доллара. Для получения права эмиссии банку необходимо иметь 100-процентный резервный фонд в долларах США. Кстати, в мае 1994 г. Банк Китая также участвовал в выпуске гонконгского доллара на общую сумму 5 млрд., что соответствовало 4% общего объема в обращении.

Осуществляют свою деятельность на территории Китая и иностранные банки, их представительства и филиалы. К 1995 г. в 20 городах страны действовало 417 банковских учреждений из 33 стран. Наибольшее количество иностранных банков учреждается в районах концентрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, доля действующих в районе Шанхая иностранных банков составляет 43% общих активов иностранных банков в Китае, 45% кредитов и 40% депозитов в иностранной валюте.

Три крупнейших иностранных банка - Citibank, Bank of Tokyo, Hong Kong & Shanghai Banking Corp., занимающие 60% объема операций всех действующих в Китае иностранных банков, имеют в совокупности 300 млн. юаней депозитов и 200 млн. юаней выданных кредитов.

В то же время, сфера деятельности иностранных банков в стране ограничена компаниями-нерезидентами и частными лицами, что, безусловно, вызывает недовольство зарубежных банкиров. Кроме того, к существенным проблемам работы на китайском рынке иностранные банки относят недостаток денежной массы в юанях.

Банк Китая рассматривает возможность ослабления ограничений на деятельность иностранных банков в Китае. В качестве эксперимента были предоставлены лицензии на проведение операций в национальной валюте (юанях) девяти иностранным банкам в Шанхайской свободной экономической зоне. Еще 20 банков обратились в Банк Китая за подобной лицензией.

Кредитные кооперативы представляют собой финансовые организации, главными задачами которых являются прием депозитов и предоставление кредитов находящимся в городах и сельской местности мелким компаниям, ведение расчетов между ними, а также прием вкладов населения. К началу 1995 г. число кредитных кооперативов составило 5 тысяч единиц. Они располагали 156,2 млрд. юаней, привлеченных в виде сбережений, а их кредитные фонды составляли 95,7 млрд. юаней, что сделало их важным элементом банковской системы.

Одним из элементов банковской реформы является решение Центрального банка Китая о слиянии (укрупнении) нескольких тысяч мелких кредитных кооперативов и закрытии тех из них, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям.

Особое место в кредитной системе страны занимают так называемые государственные банки, переведенные в разряд коммерческих в 1994-1995 гг. Всего в стране насчитывается семь государственных банков, которые не конкурируют с коммерческими, поскольку их кредитные ресурсы формируются не за счет прямого привлечения сберегательных депозитов, а путем выделения им бюджетных средств, займов Банка Китая и эмиссии собственных облигаций.

Принимая во внимание сложную ситуацию с безнадежными долгами государственных банков, Банк Китая создает четыре государственных корпорации по управлению финансовыми потоками четырех крупнейших государственных банков, планирует ввести в отношении этих финансовых институтов квоты на выдачу кредитов и ужесточить контроль за управлением ликвидностью. Планируется также ввести новую систему классификации кредитных рисков, «в соответствии с международными правилами и китайскими реалиями», и изменить механизм списания безнадежных долгов.