Тема 1. Специальные органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.
Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Министерство финансов РФ.
Федеральное казначейство РФ.
Система налоговых органов.
Центральный банк России.
Литература:
Грачева, Соколова, Ивлиева. Финансовое право. Уч. пособие. – М., 2003. с. 12 – 23
Финансовое право. Учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. – М., 2002. с. 82 – 103.
Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
/. Органы общей компетенции
2. Органы специальной компетенции
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.
В ведении федеральных представительных и исполнительных органов государственной власти находится
установление правовых основ единого рынка;
финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
денежная эмиссия;
основы ценовой политики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ (ст. 106 Конституции РФ).
Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции РФ, Федеральный закон «О правительстве РФ» в ред. от 31 декабря 1997 года). Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. 2« Наряду с, органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название «финансовая система».:
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
В-с 2:
Министерство финансов РФ действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. В соответствии с данным Положением Министерство финансов РФ является федеральным органом государственной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
К основным задачам МФ РФ относятся:
- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении ФБ;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля и др.
В-с 2:
Федеральное казначейство было создано в 1992 году, п. с. Единую централизованную систему, которую возглавляет руководитель федерального казначейства – начальник главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
ФК действует на основании Положения о ФК, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года.
Федеральное казначейство подчиняется Министру финансов, который в соответствии с Положением руководит деятельностью ФК .
Главные задачи ФК направлены на:
- организацию, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами федерального бюджета.
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств
- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;
- ведение операций по учету государственной казны.
Самостоятельно ознакомиться с правами, обязанностями и ответственностью ФК.
В-с 3:
Главной задачей МНС РФ является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных НЗ.
Тема: Система источников финансового права
1. Понятие источников финансового права.
2. Характеристика основных источников финансового права.
Конституция РФ
Бюджетный кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
3. Иные источники финансового права.
Литература: Мальцев В. А. Финансовое право учебник для сред. проф. уч. зав. – М., 2007г. с. 25-28
1. Под источниками финансового права в юридической литературе понимают систему внешних форм, в которых содержатся нормы права, т. е. источники права — это объективизированная форма существования права.
В таком понимании источники права различаются между собой по своему содержанию и по уровню нахождения их в системе источников соответствующей отрасли права.
Основным источником любой отрасли права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся правила поведения общего характера соответствующей отрасли права.
Следовательно, основные источники финансового права — нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, включающие нормы (правила поведения общего характера) финансового права.
2. Среди нормативных правовых актов органов государственной власти по своей юридической силе наибольшую роль играют федеральные конституционные и федеральные законы.
Важнейшим источником, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Российской Федерации, содержащая в себе основные нормы различных отраслей права, в том числе и финансового. Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории России.
Основополагающее значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции Российской Федерации,
закрепляющие федеративное устройство России (ст. 1, 5, 65, 66),
разграничивающие пределы ведения в области финансовой деятельности между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72),
определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 35, 36),
устанавливающие полномочия Президента Российской Федерации (ст. 80, 84, 90),
Федерального Собрания (ст. 101, 104, 106),
Правительства Российской Федерации (ст. 114, 115) в области финансовой деятельности,
закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57).
Нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, конкретизируются и детализируются в федеральных законах, нормы которых опосредуют финансовые отношения.
Так, например, норма Конституции РФ, закрепляющая федеральное устройство России, получила свое развитие в нормах Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих бюджетное устройство Российской Федерации, бюджетную систему Российской Федерации и принципы ее построения.
Нормы Конституции Российской Федерации, разграничивающие предмет ведения Российской Федерации и ее субъектов в области финансов, также получили свое развитие в Бюджетном кодексе РФ, в частности в нормах, регулирующих доходы и расходы федерального бюджета, доходы и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, межбюджетные отношения; в нормах Налогового кодекса РФ при установлении и введении различных видов налогов и сборов.
Нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ в области финансов, особо детально регламентируются в нормах, регулирующих бюджетный процесс в стране.
Содержание ст. 57 Конституции РФ, устанавливающее, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», почти текстуально воспроизведено в ст. 3 Налогового кодекса РФ и получило детализацию в других статьях Налогового кодекса РФ.
В системе источников финансового права отсутствует единый кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий нормы финансового права, хотя необходимость принятия подобного акта неоднократно обосновывалось в юридической литературе.
Отсутствие единого кодифицированного акта в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных правовых актов по отдельным основным подотраслям финансового права — бюджетному и налоговому праву.
Важнейшие нормы, регулирующие бюджетные отношения, закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а нормы налогового права — в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ принят 31 июля 1998 г., однако срок введения его в действие в тот период не был определен. Только через год Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ установлено, что Бюджетный кодекс РФ вводится в действие с 1 января 2000 г., за исключением отдельных его положений.
Бюджетный кодекс РФ, как отмечается в его преамбуле, служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации(глава 12 - отменена) и 307 статей (некоторые статьи исключены). Однако нумерация глав и статей БК РФ сохраняется первоначальная: часть 1 — Общие положения;
- Тема 1. Специальные органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.
- Часть 2 — Бюджетная система Российской Федерации; часть 3 - Бюджетный процесс в Российской Федерации; часть 4 — Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- Часть 5 — Заключительные положения.
- Тема 4: Финансовый контроль.
- Тема 5. Бюджетное право. Бюджетное устройство.
- Тема 6: Бюджетный процесс.
- 2) Стадии бюджетного процесса
- Тема 7: Правовое регулирование внебюджетных фондов
- Тема 8: Правовые основы государственного кредита.
- Тема 9: Правовое регулирование страхования.
- Тема 10: Правовые основы государственных расходов
- Тема 11. Сметно-бюджетное финансирование
- Тема 12. Правовые основы банковского кредитования.
- Тема 13. Правовые основы денежной системы
- Правовые основы расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Правовое определение валюты и валютных ценностей
- Правовое регулирование валютных операций
- Валютный контроль