Глава 7 Кодекса посвящена коллективным договорам и соглашениям. В ней дано понятие коллективного договора и, что очень важно, - содержание и его структура.
В числе взаимных обязательств работников и работодателей такие, как:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, и другие вопросы, определенные сторонами, в том числе отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.
Установлены нормы по порядку разработки и заключению коллективного договора, внесению изменений и дополнений, срокам его действия.
Отдельные статьи включены в Кодекс по соглашениям на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции; прописана вся технология этой работы. Важно, что в соглашения могут (а по нашему мнению, и должны) включаться взаимные обязательства сторон по развитию социального партнерства.
Трудовым кодексом в главе 8 «Участие работников в управлении организацией» в статье 52 установлено право работников на участие в управлении организацией как непосредственно, так и через свои представительные органы. Это право регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективными договорами.
В статье 53 Трудового кодекса определены основные формы участия работников в управлении организацией, в числе которых:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;
- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Установлено также право представителей работников получать от работодателя информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Все вышеизложенное говорит о том, что система социального партнерства обретает необходимую правовую основу, вырабатывает формы и методы осуществления управления организациями в новых условиях.
На наш взгляд, для завершения формирования нормативно-правовой основы социального партнерства, реального и эффективного его функционирования необходимо осуществить 10 первоочередных мер.
Во-первых, необходимо повсеместно принять законы о работодателях, их представителях и объединениях. Как указывалось выше, социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Право на участие работников и их профсоюзов в управлении организацией должно быть подкреплено обязанностью работодателя привлекать партнера к управленческой деятельности.
Право представителей работников на получение информации должно сочетаться с обязанностью другой стороны предоставлять такую информацию. Право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением норм трудового права должно сочетаться с обязанностью работодателя не препятствовать этому контролю.
По закону профсоюзы имеют право выдвигать своих представителей в органы коллективного управления организацией. Но в ранее принятый закон об акционерных обществах такая поправка не внесена, и ее следует включить в новый закон.
Во-вторых - принять Федеральный закон «О социальном партнерстве» с учетом законов, принятых в субъектах Федерации, и нормативных актов, действующих в ряде отраслей.
В-третьих - необходимо разработать и принять процессуальный трудовой кодекс, в котором определить нормы по практическому исполнению и применению многих из норм Трудового кодекса. В нем должны быть установлены нормы исполнения тех или иных статей Трудового кодекса, в том числе по срокам, формам, процедурам. К примеру, для реализации статьи 53 о формах участия работников в управлении организацией необходимо определить и описать всю технологию проведения консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов: дать перечень этих актов (проекты или положения, содержащие нормы трудового права и др.); в какой форме - письменной или устной, когда и в какие сроки это должно проводиться, с какой периодичностью и т.п.
Таких вопросов возникает немало, и на них специалисты пытаются дать ответы в комментариях к законам, что не может заменить процессуального кодекса.
В-четвертых - необходимо привести действующие, ранее принятые, законы в соответствие с нормами законов о профсоюзах и Трудового кодекса.
В-пятых - пересмотреть и дополнить нормативные акты организаций с целью приведения их в соответствие с правами работников и их представителей на участие в управлении (имеются в виду уставы организаций, положения о функциональных отделах и службах и другие акты).
В-шестых — совместными усилиями Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии труда и социальных отношений, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Российской трехсторонней комиссии организовать регулярную семинарскую учебу для трех сторон системы социального партнерства отраслей и регионов, подготовить учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
В-седьмых - рассмотреть вопрос о создании на предприятиях отделений организаций инженерно-технических обществ и общества изобретателей и рационализаторов и оказании им государственной поддержки, в том числе финансовой.
В-восьмых - разработать систему морального и материального стимулирования форм участия работников в управлении, в техническом творчестве и решении социально-экономических проблем.
В-девятых - ввести в Государственный образовательный стандарт вузов и техникумов для всех специальностей курс «Социальное партнерство» и создать на базе Академии труда и социальных отношений учебно-методическое управление по этому направлению.
В-десятых - создать при Российской трехсторонней комиссии научно-методический и консультативный совет по социальному партнерству, возложив на него и координацию планов мероприятий по научному, информационно-пропагандистскому сопровождению и кадровому обеспечению дальнейшего развития системы социального партнерства.
- Совет федерации
- Введение
- Принципы организации социального страхования
- Институциональные проблемы становления социального страхования в России как социального государства
- Предложения по законодательному регулированию и развитию социального страхования
- Основные тенденции на рынке труда в государствах Содружества
- Спрос и предложение рабочей силы
- Безработица
- Профессиональная подготовка безработных
- Трудовая миграция
- Работа профсоюзов по содействию занятости населения
- Динамика численности экономически активного и занятого населения (в среднем за год, млн. Человек)
- Распределение занятого населения по секторам экономики (в процентах к общей численности занятого населения)
- Отраслевая структура занятого населения в процентах к итогу
- Спрос и предложение на рынке труда в государствах Содружества (на конец года)
- Численность безработных в странах снг (на конец года)
- Социальное государство: перспективы его становления и развития в России17
- Глава 7 Кодекса посвящена коллективным договорам и соглашениям. В ней дано понятие коллективного договора и, что очень важно, - содержание и его структура.
- Концепция социального государства Российской Федерации20 Содержание
- Введение
- Часть 1 Основные положения и принципы социального государства
- Часть 2
- Механизмы реализации
- Основных положений и принципов
- Социального государства
- 2.6. Необходимо создание нового и совершенствование действующего законодательства, обеспечивающего соблюдение следующих постулатов и правил:
- 2.7. В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.
- Заключение
- Состав временного творческого коллектива21 по разработке Концепции социального государства Российской Федерации