logo search
маслов

22. Основы государственного регулирования систем осс.

«ОСС» обязательное социальное страхование (ОСС) представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих ОСС.

Основными принципами осуществления ОСС являются:

1)устойчивость

финансовой системы

2)всеобщий обязательный характер социального страхования,

доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3)государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от

социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от

финансового положения страховщика;

4)государственное регулирование системы ОСС;

5)обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов

конкретных видов ОСС;

6)ответственность за целевое использование средств ОСС.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального

страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;

3) у страховщика – с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному

лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице; и т.д.

23. Эффективность использования самоуправления в системе социального страхования. Социальное страхование можно назвать продуктом рыночной экономики, поскольку оно обладает признаками самоорганизации, самонастраивания и самоуправления и способно развиваться динамично в новых социально-экономических условиях. В нем действуют собственные экономические механизмы, связанные с рынком и обусловленные им. Становление и развитие социального страхования предполагает наличие экономических предпосылок, а также принятие ряда законодательных мер — действий сверху — и самоорганизацию трудящихся как движение снизу.

Важным признаком демократичности системы социального страхования является принцип организационного самоуправления, относительная независимость от государственного управления, что предусматривает разделение властных функций между субъектами системы, а широкие слои трудящихся вовлечены в процесс принятия решений. Как показывает практика, привлечение страхуемых к управлению способствует снижению социальной напряженности в системе социального страхования и в обществе в целом. В частности, наемные работники и работодатели становятся партнерами в органах социального страхования. Такой демократический подход помогает эффективному развитию системы в соответствии с общественно-политическими преобразованиями и делает ее более «прозрачной». Самоуправление в социальном страховании «означает, что все участники этой системы, т.е. застрахованные и работодатели, несут ответственность за управление страховой организацией»