Глава 3. Перспективы развития имущественного страхования в России
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут.
На начало 2005 года на рынке работало 1280 страховых организаций. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов и др.).
В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.
Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства.
Не все задачи, определенные в Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1139, удалось решить. В частности, на развитие страхования негативно повлияли:
существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования, и в частности неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;
низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;
информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.
В 2005 году рынок продолжит стабильное развитие, считают эксперты. Объемы сборов страховых премий увеличатся, при этом продолжится общая тенденция снижения страховых тарифов. Многие страховые компании ведут работу над изменением и/или обновлением продуктовой линейки по страхованию имущества физических лиц.
Лидирующие позиции по динамике прироста займет, по мнению большинства экспертов, розничное страхование. Наблюдаемый в последние два года рост сборов по обязательным видам страхования замедлится, в частности, потенциал ОСАГО ограничен величиной тарифа и численностью автопарка в стране. Однако, при своевременной доработке законодательной базы и введением тех обязательных видов страхования, которые, исходя из разумного, должны быть, например, обязательное страхование жилья, не трудно прогнозировать еще более активный рост розничного рынка.
По мнению экспертов, расширение обязательных видов, со временем, позволит знакомить население со страхованием и страховой культурой, с последующим привлечением в ряды активных страхователей в большей степени, чем активные рекламные компании.
Одним из перспективных видов является ипотечное страхование. Дальнейшие перспективы развития зависят от многих факторов, но данный вид страхования имеет реальную перспективу стать одним из самых востребованных на рынке.
В 2004 году сбор премии по прямому страхованию увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9%. А без ОСАГО рост российского страхового рынка в 2004 году составил и вовсе лишь 4%. То есть с учетом инфляции (11,7%) страховых взносов в 2004 году было собрано меньше, чем в 2003-м.
Страховщики возлагали на ОСАГО большие надежды. Введение ОСАГО, безусловно, не могло не повлиять на восприятие страхования в целом в нашей стране, а следовательно, и на восприятие добровольных его видов. С одной стороны, налицо проявление интереса к ОСАГО, а также к добровольным видам страхования: потенциальные клиенты начали отслеживать рейтинги страховщиков, изучать правила страхования, что, безусловно, способствует формированию у населения «страховой культуры». С другой стороны, в настоящее время растет неудовлетворение клиентов ОСАГО, вызванное целым спектром факторов, среди которых в качестве основных выделяются процедура урегулирования убытков по данному виду, связанная со сбором документов для осуществления выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО, и прочее.
В соответствии с прогнозом, подготовленным экспертами компании «Ингосстрах», темпы сбора премии по ОСАГО резко снизятся и не будут превышать 5% в год.
Подобная метаморфоза объясняется тем, что уже к концу 2004 года страховой рынок России дошел до точки насыщения данным продуктом. Согласно экспертным оценкам, более 80% автовладельцев уже застрахованы по ОСАГО. Дальнейшее увеличение доли застрахованных не превысит одного процентного пункта в год и будет связано с естественным обновлением автопарка.
По истечении полутора лет действия закона об ОСАГО вопрос адекватности принятых тарифов снова встал перед страховым сообществом. Страховщики полагают, что их снижение угрожает подрывом платежеспособности большинства компаний. Наряду с этим аналитики считают, что некоторые поправочные коэффициенты все же требуют коррекции, в частности, несколько завышенными им представляются коэффициенты в зависимости от мощности автомобиля. Кроме того, как показали результаты исследования, региональный коэффициент по городам-миллионникам должен, скорее всего, быть увеличен и приближаться к московскому.
Как показал опрос страховщиков, у них накопился достаточно длинный список возможных поправок к закону об обязательной «автогражданке». Больше всего нареканий связано с непроработанностью механизма урегулирования убытков, в частности, с несовершенством процедуры получения документов со стороны ГИБДД, на основании которых страховщик принимает решение о выплате страхового возмещения. Согласно закону, ГИБДД не определяет виновника ДТП, а только устанавливает факт нарушений Правил дорожного движения и привлекает нарушителей к административной ответственности. Виновность и обязанность возместить материальный ущерб в спорной ситуации устанавливает суд.
Кроме того, существует проблема с введением с 1 июля 2004 года повышающих и понижающих коэффициентов (бонус-малус). Законом об ОСАГО установлено, что любые страховые компании обязаны предоставлять 5-процентную скидку автовладельцам при перезаключении договора ОСАГО за год безаварийной езды, а также любая страховая компания может переоформлять договоры ОСАГО других страховых компаний. При наличии же страховых выплат в предыдущий период вводится повышающий коэффициент в пределах от 1,55 до 2,45. В связи с тем, что повышающие коэффициенты за аварийную езду являются слишком высокими, а единой базы данных по происшедшим страховым случаям у страховщиков еще нет, автовладельцы могут легко избежать повышающих коэффициентов при покупке полиса – для этого достаточно просто сменить страховщика, что и делают некоторые страхователи. Однако, как отмечают эксперты, такая практика пока не приняла массового характера. Ведение же в действие автоматизированной информационной системы по ОСАГО способно решить эту проблему раз и навсегда.
Закон об ОСАГО в России станет более гибким. При этом важно понимать, что в нынешнем виде он представляет собой набор компромиссов. Развиваться и корректироваться он может по мере развития рынка. Главная задача страхового сообщества состоит в том, чтобы подготовить взвешенные предложения, значительно облегчающие автомобилистам устранение последствий ДТП и обеспечивающие быстрое возмещение ущерба. Именно это смогло бы в значительной мере повысить авторитет ОСАГО в глазах общественности. В свою очередь надзорные органы намерены в ближайшее время провести массовые проверки среди страховщиков, имеющих лицензии на ОСАГО, не только на предмет соответствия законодательству их уставных капиталов, но и на предмет выполнения страховщиками своих обязательств перед страхователями.
За последнее время многие нормативы и требования к страховщикам стали более жесткими. Помимо уже указанного отметим ужесточение порядка лицензирования и контроля - теперь в единый государственный реестр субъектов страхового дела будут вноситься не только страховщики, но и общества взаимного страхования, страховые брокеры и другие участники рынка. В законе установлен профессиональный ценз для руководства страховой организации - два года работы в финансовой сфере и высшее экономическое образование.
Однако были шаги и либерального характера. Они касаются смягчения входа иностранцев в отрасль. Совокупная доля иностранного капитала в агрегированной величине уставного капитала российского страхового рынка повышена с 15 до 25%, а дочерним предприятиям европейских компаний или страховщикам, принадлежащим европейским инвесторам, разрешено осуществлять страхование жизни и обязательные виды страхования.
Надо сказать, что до сих пор иностранцы не использовали разрешенные лимиты полностью и ослабление ограничений вряд ли изменит ситуацию на рынке в ближайшее время. Те, кто хотел работать в России, уже работают, тем более что обойти нормативные ограничения не так уж сложно. Заинтересовать иностранные компании может только рост доходных конкурентных сегментов рынка. Это, прежде всего, касается накопительного страхования жизни и страхования имущества юридических лиц, которые начинают отходить от практики работы с аффилированными страховщиками и выстраивать системы риск-менеджмента, выбирая партнеров исходя из критериев профессионализма, надежности и качества обслуживания.
Сложно судить, насколько обязательные виды страхования могут заинтересовать иностранцев – они, как правило, связаны с госзаказом и чиновничьим произволом. ОСАГО – единственный массовый вид обязательного страхования, который может рассматриваться иностранцами как перспективный, к тому же способный обеспечить кросс-продажи, то есть продажи полисов по другим видам страхования за счет клиентской базы по ОСАГО.
Автокаско и частная недвижимость — новые виды розничного рынка. Новым видом страхования физических лиц, по мнению страховщиков, станет добровольное имущественное страхование, и в первую очередь автокаско.
Эксперты «Ингосстраха» ожидают, что в 2005-2007 годах рынок автокаско будет расти в среднем на 32% ежегодно и увеличится за этот период в 2,3 раза — с 23 млрд руб. в 2004 году до 53 млрд руб. в 2007 году. Основным фактором роста автомобильного страхования будут увеличение численности и обновление парка автомашин, принадлежащих частным владельцам. Известно, что новые и дорогие автомобили страхуются с большей охотой, чем старые и дешевые, поэтому рост добровольного автострахования будет происходить параллельно с изменением структуры автомобильного парка.
Еще одна точка роста розничного рынка — частная недвижимость. При полноценном развитии ипотечного кредитования будут серьезными темпами развиваться имущественное страхование и титульное страхование.
По прогнозам экспертов «Ингосстраха», среднегодовой темп прироста премии по данному виду страхования составит около 25%, а за весь период прогноза рынок страхования недвижимости физических лиц практически удвоится — с 8,3 млрд руб. в 2004 году до 16 млрд руб. в 2007 году.
Основной точкой роста рынка страхования юридических лиц также станет страхование имущества, в первую очередь недвижимого. Для рынка корпоративного страхования характерно развитие страхования имущества и грузов, однако наиболее популярным будет страхование имущества, находящегося в залоге. Такое развитие обусловлено некоторой стабилизацией на рынке кредитования и устойчивым ростом бизнеса и его производственных мощностей. Согласно прогнозу «Ингосстраха», данный сегмент рынка будет увеличиваться в среднем на 28% в год, а его объем возрастет к 2007 году до 174 млрд руб., превысив показатель 2004 года более чем вдвое.
По прогнозам «Ингосстраха», относительно более высокие темпы роста будут характерны для страхования ответственности владельцев транспортных средств. Рынок добровольного страхования ответственности юридических лиц в целом будет увеличиваться в среднем на 11% ежегодно и достигнет к 2007 году 15 млрд руб.
На состояние экономики влияют значительные расходы, которые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и покрываются за счет бюджетных средств и средств граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы граждан и юридических лиц в большей части ущемляются. Возрастают также потери от предпринимательских рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного личного страхования.
В связи с этим основными целями развития страхового дела остаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.
Основными задачами по развитию страхового дела являются:
формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
развитие обязательного и добровольного видов страхования;
создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.
Страхование – это один из эффективных механизмов защиты интересов всех участников лизинговой сделки, которое, с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность участников лизинга.
Развитие экономики неразрывно связано с активизацией инвестиционных процессов. Большое значение имеет приток инвестиций в базовые отрасли экономики (сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, электроэнергетика и т. д.). Ограниченные возможности российских предприятий по осуществлению прямого финансирования собственных капитальных затрат обуславливают необходимость поиска новых нетрадиционных форм инвестиционной деятельности. В условиях экономического развития России одним из эффективных механизмов инвестирования является лизинг.
Лизинговые операции относятся к числу операций весьма высокой степени риска. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос страхования лизинговых отношений.
Страхование в рамках лизингового проекта может осуществляться в различных направлениях
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)»:
1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.
3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.
4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.
Соответственно, действующее законодательство не обязывает страховать лизинговое имущество, но практика показывает, что обязательное страхование лизинга присутствует у всех лизинговых компаний.
Страхование лизингового имущества – самый используемый вид страхования лизинга.
Страхователями предмета лизинга могут выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель. Это определяется договором лизинга. В первом случае, расходы, связанные со страхованием, лизингодатель обычно включает в сумму лизинговых платежей. Во втором случае, лизингополучатель оплачивает страховую премию за счет собственных средств. На практике страхователем объекта лизинга является в 40 % случаев лизинговая компания и в 60% - лизингополучатель.
Важным аспектом в страховании объекта лизинга является определение сторонами выгодоприобретателя по договору страхования объекта лизинга. Часто в соответствии с договором лизинга выгодоприобретателем определяется лизингодатель. Тогда при наступлении страхового случая и возможности восстановления объекта лизинга, лизингодатель направляет страховое возмещение лизингополучателю для компенсации его расходов по ремонту объекта лизинга или оплачивает услуги организации, способной восстановить объект лизинга. Если выгодоприобретателем по договору страхования является лизингополучатель, все страховые компенсации направляются в его адрес, при этом для лизингодателя важно, чтобы лизингополучатель продолжал оплачивать лизинговые платежи или компенсировал ущерб лизинговой компании. В этой ситуации у лизингодателя возникает риск просрочки или даже невыплаты лизинговых платежей лизингополучателем. На практике существует и такая схема, когда в случае полной гибели объекта лизинга страховое возмещение выплачивается лизингодателю в части, соответствующей сумме неисполненных лизингополучателем обязательств, а лизингополучателю - в оставшейся сумме. Такой подход в выплате страхового возмещения, на наш взгляд, достаточно оправдан, поскольку и у лизингодателя, и у лизингополучателя риски утраты в повреждении предмета лизинга одинаковы.
Возможен еще один вариант определения выгодоприобретателя по договору лизинга, когда лизингодатель и лизингополучатель становятся выгодоприобретателями по различным рискам. Например, если в качестве объекта лизинга выступает транспортное средство, то в договоре страхования выгодоприобретателем по риску «угон» может выступать лизингодатель, а по риску «ущерб» - лизингополучатель. Однако следует заметить, что не все страховые компании идут на разделение в договорах страхования выгодоприобретателей по видам рисков.
Кроме того, в отношении вопроса определения выгодоприобретателя некоторые российские компании придерживаются мнения, что лизингодатель не может выступать выгодоприобретателем при страховании лизингового имущества, так как это противоречит статье 930 Гражданского кодекса, которая гласит, что имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица, имеющего на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества, в противном случае договор недействителен. Логика в данном случае следующая: если риск утраты и повреждения предмета лизинга переходит к лизингополучателю, т.е. интерес в сохранении предмета лизинга у лизингодателя теряется, то и страхование лизингового имущества теоретически должно осуществляться в его пользу. В случаях, когда договором лизинга предусмотрено, что риск утраты или повреждения предмета лизинга остается у лизинговой компании, то страхование должно производиться в пользу лизингодателя. Однако на практике, как правило, даже если риск утраты и повреждения предмета лизинга переходит к лизингополучателю, выгодоприобретателем по договору страхования остается лизингодатель. Это обусловлено тем, что основной инвестиционный риск лизингового проекта ложится в основном на лизингодателя и что он, являясь собственником предмета лизинга, в большей степени заинтересован в исправлении причиненного ущерба.
Традиционно применяемый при осуществлении лизинговых операций вид страхования – страхование риска непогашения лизинговых платежей. После кризиса 1998 г. в России соответствующие договоры практически не осуществлялись, что было вызвано высокой вероятностью наступления страхового события. Однако потребность лизинговых компаний в данном виде страхования диктовала, чтобы страховщики вновь стали активно работать на данном сегменте страхового рынка.
Данный вид страхования относится к страхованию предпринимательских рисков и осуществляется страховой компанией при наличии лицензии на страхование финансовых рисков, выданной Департаментом страхового надзора МФ РФ. Риск непогашения лизинговых платежей, как предпринимательский риск, может быть застрахован только у самого страхователя и только в его пользу. Таким образом, страхователем и выгодоприобретателем по договору страхования риска непогашения лизинговых платежей может быть только лизингодатель.
Договор страхования можно заключить как на общую сумму лизинговых платежей, так и на отдельные лизинговые платежи за вычетом амортизационных отчислений либо только на первые два - три платежа (их выполнение или невыполнение служит индикатором для целесообразности дальнейшего осуществления сделки).
В то же время, риск непогашения лизинговых платежей может быть застрахован лизингополучателем по договору страхования ответственности за нарушение договора лизинга. Как закреплено в ст. 932 ГК РФ, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. Однако фактически до 2003 г. данный вид страхования не был предусмотрен законом и, соответственно, не мог осуществляться. В связи с введением изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 24 декабря 2002 г. лизингополучатель имеет право застраховать свою ответственность за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя. Соответственно, с 2003 г. риск непогашения лизинговых платежей может быть застрахован как по договору страхования предпринимательского риска лизинговой компанией, так и лизингополучателем по договору страхования ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.
Существенная разница условий данных договоров страхования состоит в субъектах страхования. Так, по договору страхования ответственности обязательными субъектами являются страхователь, страховщик и выгодоприобретатель, а при страховании предпринимательских рисков – страховщик и страхователь. При этом в первом случае страхователем может быть только лизингополучатель, а во втором – лизингодатель.
Одним из значимых видов страхования лизинга является страхование предпринимательского риска лизингополучателя на случай вынужденной остановки в результате пожара, стихийного бедствия, взрыва и других рисков. По договору страхования может быть застрахована вся производственная деятельность лизингополучателя в целом или его отдельно взятое обособленное структурное подразделение
Страховые компании возмещают убытки лизингополучателю в виде:
- упущенной выгоды (прибыли), которая была бы получена лизингополучателем в течение периода вынужденной остановки производственной деятельности;
- текущих расходов, которые будет продолжать нести лизингополучатель в период вынужденной остановки производственной деятельности (заработная плата, платежи с фонда оплаты труда в бюджет и пенсионный фонд, кредит, проценты по кредиту и т.д.);
- дополнительных затрат, осуществленных с целью сокращения ущерба.
В составе текущих затрат страховые компании возмещают лизингополучателю и, соответственно, лизингодателю лизинговые платежи, которые должен уплатить лизингополучатель, если бы производственная деятельность его не была прервана.
Таким образом, лизингодатель и лизингополучатель могут обеспечить адекватную защиту рисков в процессе реализации лизингового проекта с помощью заключения договоров страхования объекта лизинга, предпринимательских рисков и страхования ответственности лизингополучателя.
Страхование лизинга является важным условием заключения договора лизинга для региональных лизинговых компаний. Осуществляют страхование лизинга ведущие региональные страховые компании и филиалы иногородних страховых компаний.
В 2002 г. одним из новых направлений развития страхования стало страхование лизингового имущества. Толчком для создания данного страхового продукта послужило возникновение реального спроса региональных лизинговых компаний на данный вид страхования.
Деятельность по страхованию объектов лизинга страховая компания проводит на основании специальной лицензии, дающей право осуществлять страхование объектов лизинга, правил страхования объектов лизинга, базовых тарифов, утвержденных Департаментом страхового надзора МФ РФ и типовых договоров страхования объектов лизинга.
Для обеспечения финансовой устойчивости страховая компания перестраховывает риски по объектам лизинга на основе заключения облигаторного договора эксцедента сумм перестрахования у ведущих страховых и перестраховочных компаний.
В структуре перестраховочного портфеля 2005 г. на перестрахование объектов лизинга приходится 4,1%. Более 62% страховых премий по страхованию объектов лизинга передано в перестрахование.
Страхование лизинговых сделок является одним из перспективных видов страхования на российском страховом рынке, что связано с развитием инвестиционной деятельности, ростом производства, увеличением платежеспособности российских организаций.
Перспективы страхования лизинговых сделок напрямую зависят от состояния и уровня развития рынка лизинговых услуг. Во-первых, для динамичного развития страхования в сфере лизинга необходимо наличие развитой лизинговой инфраструктуры, а во-вторых – наличие устойчивого спроса на лизинговое имущество.
В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг наметилась устойчивая тенденция к росту лизинговых операций.
По оценкам Международной Финансовой Корпорации (МФК), объем российского рынка лизинга в 2004 г. составил более 2,3 млрд. долларов, что на 35% больше, чем в 2001 году1. По данным МФК, в 2004 году лизинговый оборот в России достиг 2,8 млрд. долларов, прирост составил более 17%.
Доля лизинга в 2002 г. в общем объеме инвестиций в основные средства составила более 3%. Если в 1999 году доля лизинга составляла всего 1,5%, то к настоящему моменту она увеличилась практически в 2 раза.
Развитие лизинга в России объясняется несколькими факторами. Во-первых, в 2001 году Правительством РФ были предприняты серьезные шаги по дальнейшему развитию нормативно-правовой базы лизинговой деятельности. Прежде всего, было отменено лицензирование лизинговой деятельности, поскольку это процедура стало чисто формальной, не дающей никаких гарантий потенциальным лизингополучателям.
Второй важный момент – совместно с Государственной думой РФ внесены изменения в Закон «О лизинге» в 2002 г. Существенными достоинствами данных изменений являются два пункта.
Первый – это выставление дальнейших гарантий для лизингодателя. А именно, право на бесспорное списание денежных сумм со счета лизингополучателя в случае, если он не оплачивает более двух раз подряд лизинговые взносы.
Второй – снятие запрета на совмещение функций кредитора и лизингополучателя, что, по сути, не давало развиваться такому виду гарантийного покрытия лизинговых операций, как авансовые платежи.
С другой стороны, как отмечают специалисты лизинговых компаний, на лизинговом рынке наблюдается положительная динамика спроса на лизинговые услуги. Лизинг стал востребован. По сравнению с получением кредита лизинг обладает рядом экономических преимуществ.
Если еще пять – шесть лет назад было крайне сложно найти компанию с обоснованным долгосрочным планом, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Обновление оборудования, приобретение передовых технологий стало первоочередной задачей.
Перспективы развития страхования лизинговых операций, так же как и у страхового рынка, зависят и от экономической обстановки в стране.
Во-первых, благоприятным фактором для развития страхования является рост платежеспособности предприятий. Платежеспособность – является ключевым фактором, определяющим расходы на страхование. Лизинговые платежи, расходы по страхованию лизингового имущества учитываются в составе расходов при налогообложении. Однако расходы по страхованию предпринимательского риска (финансовых рисков), по страхованию ответственности, в т.ч. за нарушение договорных обязательств, согласно Налоговому кодексу не относятся к расходам, учитываемым при налогообложении, и, соответственно, осуществляться они могут за счет чистой прибыли. Таким образом, платежеспособность организаций играет определяющую роль как источник осуществления страхования предпринимательского риска и страхования ответственности лизингополучателя. Что касается предпринимательского риска лизинговых компаний, то у них есть возможность относить расходы по страхованию предпринимательского риска на лизинговые платежи, что и происходит на практике.
Таким образом, увеличение платежеспособности организаций является ключевым фактором развития страхования предпринимательского риска и страхования ответственности лизингополучателя.
Во-вторых, увеличение капиталоемкости отечественных страховщиков непосредственно отразится и на увеличении возможностей принятия крупных рисков. Как показывает практика, в лизинг сдаются дорогостоящие объекты имущества и, соответственно, страхование лизинговой деятельности осуществляется на российском страховом рынке крупнейшими страховщиками. Полагаем, что наращивание капитала окажет влияние на увеличение числа страховых компаний, осуществляющих страхование лизинговых сделок, в т.ч. по программам комплексного страхования.
С 2003 г. на основании Закона «О финансовой аренде (лизинге)» разрешено страховать ответственность лизингополучателя за неисполнение договорных обязательств (т.е. страховать лизинговые платежи). Страховщики уже проявляют заинтересованность в проведении данного вида страхования. Так, в мае 2003 г. Департаментом страхового надзора Министерства финансов России впервые выдана лицензия на осуществление страхования риска ответственности лизингополучателя за нарушение договора страховой компании «ГУТА-Страхование».
Однако темпы развития данного вида страхования будут невысокими. Так, при проведении данного вида страхования возникают проблемы экономико-организационного аспекта, в т.ч. необходимость проведения дорогой экспертизы риска. При этом страховщик должен брать на себя функции по управлению кредитными рисками, и, в том числе, необходима проверка финансовой состоятельности лизингополучателя. Также данное страхование будет дорогим и недоступным для многих потенциальных лизингополучателей. Соответственно, процедура проведения страхования ответственности будет аналогична страхованию предпринимательского риска.
Отсутствие налоговых стимулов для осуществления страхования ответственности, страхования предпринимательских рисков – одна из первых проблем, ставящих препятствия для их развития.
Таким образом, для защиты риска неуплаты лизинговых платежей будет более приемлемым заключение договора страхования предпринимательского риска лизингодателя, т.к. расходы по данному страхованию относят на лизинговые платежи, которые лизингополучатель в свою очередь относит на прочие расходы, связанные с производством, учитываемые при налогообложении.
Также можно отметить и перспективы страхования лизинговой деятельности при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию.
Отмечают, что доступ иностранных страховщиков негативно скажется на национальном страховом рынке.
Однако доступ иностранных страховщиков на национальный страховой рынок принесет некоторые преимущества для страхователей, в т.ч. и по лизинговым операциям.
Во-первых, приток инвестиций иностранных организаций в основные отрасли экономики, в т.ч. приток инвестиций и на рынок лизинговых услуг, приведет лишь к росту спроса на страхование лизинговой деятельности.
Во-вторых, стороны лизингового договора имеют право страховаться как у отечественных страховщиков, так и у западных. Соответственно, российские страховые компании в борьбе за клиента будут совершенствовать качество оказываемых услуг либо снижать страховые тарифы за счет снижения издержек. Страхователи, в свою очередь, останутся только в выигрыше от присутствия конкуренции на страховом рынке.
В-третьих, можно отметить, что использование передовых технологий и «ноу-хау» зарубежных страховых компаний лишь благоприятно отразится на качественной стороне страхового рынка.
В-четвертых, присоединение России к ВТО позволит также отечественным страховщикам выйти на иностранный страховой рынок, в т.ч. и по страхованию лизинговых операций.
Таким образом, активизация конкуренции на внутреннем страховом рынке лишь благоприятно отразится на развитии страхования лизинговых операций.
В заключение можно отметить, что страхование лизинговых операций является достаточно перспективным видом страхования. На Западе более 40% всех предприятий работает именно на условиях лизинга. В России промышленность постепенно развивается, и предприятия остро нуждаются в новом оборудовании для конкурентной работы с западными производителями. А лизинг – одна из немногих доступных возможностей для осуществления этих задач.
Как только лизинговые сделки в России станут повсеместными, страховщики смогут полноценно зарабатывать на страховании лизинга. Так, в страховых резервах западных компаний, обслуживающих лизинговые операции уже несколько десятилетий, взносы по этому виду страхования занимают около 20%1.
- Содержание
- Глава 1. Экономическая сущность и необходимость развития имущественного страхования в рыночной экономике
- 1.1 История развития имущественного страхования
- 1.2 Содержание и значение имущественного страхования в современных условиях
- 1.3 Классификация имущественного страхования
- Глава 2. Организация имущественного страхования в Российской Федерации
- 2.1 Современное состояние рынка имущественного страхования в России
- 50 Компаний-лидеров по объему страховой премии, собранной в первом квартале 2005 г. (тыс. Руб.)
- 2.2 Анализ действующей страховой практики в страховой компании «Альфа-страхование»
- 2.3 Основы построения страховых тарифов по имущественному страхованию
- Глава 3. Перспективы развития имущественного страхования в России
- Заключение
- Список использованной литературы