Тема 13 организационная структура комерческого банка.
Литература
Лаврушин «Банковское дело. Экспресс – курс» стр.77-80
Тавасиев «Банковское дело» стр. 339
Цель
Изучить структуру коммерческого банка и выяснить её роль в эффективном функционировании коммерческого банка
Изучить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на организационную структуру
Изучить типы организационной структуры
Изучить общие принципы управления коммерческим банком
Изучить типовую структуру коммерческого банка
Управление коммерческим банком преследует улучшение состояния коммерческого банка или увеличение эффективности. В управлении коммерческим банком могут быть выделены субъект и объект управления.
Субъект управления – активная часть системы управления, которая вырабатывает управляющее воздействие (органы руководства). Объект управления – весь банк.
В современном управлении как менеджменте выделяют 5 функций:
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Управление предыдущими функциями
Для сложных процессов банковского управления этот процесс может быть представлен в виде трёх составляющих:
Целеполагание
Маркетинг
Менеджмент
План – директивное решение относительно перечня выполняемых работ, сроков их выполнения, обеспечения ресурсами и распределения ответственности за их выполнения (для действия)
Прогноз –вероятностное суждение относительно возможного состояния объекта иди эффективности его функционирования (для сведения)
Организация –состоит в создании организационной структуры в виде набора подразделений (департаментов) и связи между ними
Мотивация –заключается в создании таких условий работы, чтобы сотрудник был заинтересован в решении задач, стоящих перед коммерческим банком.
Контроль – заключается в том, чтобы подтвердить факт достижения поставленных целей или выявить наличие проблем в деятельности организации
Финансовый контроль – заключается в проверке операций банка на их соответствие действующему законодательству.
В современном управлении организация рассматривается как инструмент обеспечения эффективности деятельности организации.
В банковском деле выделяют принципы управления банком
Функциональный. Структура должна учитывать функции банка, его конкретной деятельности и общие функции, присущие всем организациям
Соответствие поставленным целям. Организационная структура должна соответствовать целям
Принцип иерархии, властных полномочий, подразделения
Принцип совместн. и координации действий
Принцип рационального управления. Требует обеспечить развитие банка с учётом внедрения новых услуг, сокращения затрат и другое. Некоторые банки создают экспертные советы для этого
Принцип обеспечения контроля (внешнего и внутреннего)
Принцип регламентирования деятельности персонала. Обеспечение согласованности деятельности персонала путём закрепления их прав и обязанностей в уставе коммерческого банка, положениях об отделах и службах, квалификационных характеристиках, должностных инструкциях
Принцип обеспечения оперативной и достаточной информации. Должен позволять информационным потокам своевременно доходить до адресата и создавать условия для принятия обоснованных решений
Факторы, влияющие на организационную структуру
При выборе организационной структуры коммерческий банк должен учитывать факторы внешней и внутренней среды
Внешняя среда – прямое и косвенное воздействие , определяющие специфику предлагаемых услуг и банковских продуктов, емкости рынка (возможный доход) и др.
К специфическим факторам банковской сферы относят:
Уровень универсальности банка
Размер банка и численность персонала
Квалификация персонала
Необходимость экономии на затратах и эффективной загрузке персонала
Организационно-правовая форма
Типовая организационная структура коммерческого банка
Независимо от принадлежности к категории специфических или универсальных банков, правовой формы, специфики производимой продукции банки имеют обязательный для всех набор блоков управления
Совет директоров
Общие вопросы управления (секретариат)
Банковские операции
Общехозяйственная деятельность
Учётная деятельность
Финансы
Автоматизация
Администрация
В совет коммерческого банка входят его учредители, который
Утверждает годовой отчёт
Организует ежегодно собрание учредителей и пайщиков
Принимает участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности
Правление (Совет Директоров банка)
Осуществляет общее руководство
Утверждает стратегические направления деятельности
В состав правления входят высшие руководители (менеджмент банка)
Общие вопросы управления охватывают организацию и подготовку внутрибанковских документов (положения об отделе, инструкции, квалификационные требования и т.п.), подготовка методологии подготовки банка, обеспечение безопасности и юридическая служба.
Коммерческая деятельность охватывает организацию банковских услуг ( в т.ч. кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции), в этот блок входит всё, что связано с обслуживанием клиентов на коммерческих, платных началах. К этому блоку подразделений относится
Кредитное управление
Операционное управление
Управление операциями с ценными бумагами
Валютные операции и другие
Учётный блок. Осуществление разработки учётной политики, управленческий и финансовый учёт.
Финансовый блок может включать бухгалтерию, отдел внутрибанковских расчётов и корреспондентских отношений, кассу, отдел инкассации, инвестиционные проекты и т.д.
Автоматизация – обязательный элемент структуры коммерческого банка, объясняется тем, что обработка денежных потоков (кредитование, расчёты) требуют соответствующей технической поддержки в виде системы, состоящей из компьютеров и информационных систем
Администрация – отдел кадров, обеспечивающий набор сотрудников, секретариат, канцелярия, хозяйственные подразделения, ревизионная комиссия и кредитный комитет(внутренний аудит). Ревизионная комиссия осуществляет контроль за работой банка с точки зрения соблюдения сметы расходов банка в целом и его отдельных подразделений
Кредитный комитет создают для повышения уровня и качества управленческих решений, определения стратегии в сфере кредитных операций, координация работы по реализации кредитной политики и принятия решений по принципиальным вопросам. В его состав входят должностные лица отделов и иные лица, одобренные советом банка.
В процессе бенковского управления осуществляется управление всеми видами отношений ( финансовыми, экономическими, трудовыми, технико-технологическими, организационными, правовыми, социальными и другими).
Управление – целенаправленное воздействие субъектов управления на объекты управления с целью повышения эффективности функционирования объекта управления или улучшения состояния объекта управления. В процессе банковского управления необходимо управлять:
Привлечением ресурсов
Размещением ресурсов
Собственным капиталом
Продуктовым рядом (корзиной)
Маркетингом (процессом продвижения услуги к потребителю)
Организационной структурой и обеспечением её адекватности в целях деятельности банка
Персоналом и трудом (отбор персонала, повышение квалификации, карьерный рост). Занимается отдел кадров.
Информационными потоками (т.е. были непрерывными и доходили до получателя вовремя)
Внутрибанковскими отношениями ( корпоративное управление – управление отношениями различных категорий акционеров и управление между акционерами и менеджментом)
Материально-технической базой
Финансовыми технологиями (системное объединение способов и инструментов, технических средств и квалификационных навыков персонала, используемых при проведении банковских операций)
Учёт и отчётность (эккаутинг)
Финансовые результаты
Безопасность
Связи с ответственностью ( миссия – польза обществу)
При другом подходе (Тавасиев) выделяет другие принципы банковского управления, которые тесно связаны с его организационной структурой. Они составляют систему.
Принципы:
Неукоснительного соблюдения норм действующего банковского законодательства, выполнение обязательных нормативов, установленных ЦБ-ом РФ
Добровольности взаимоотношений и взаимной заинтересованности банков и их клиентов
Максимизации удобств для клиентов
Минимизации рисков, прежде всего в отношении капиталов клиентов
Неиспользования недобросовестных методов конкуренции в отношениях с другими субъектами финансового рынка
Максимизации прибыли при выполнении условий
Минимизации общих затрат
Минимизации собственной доли в пассивах
Минимизации размеров ненаходящихся в обороте резервов
Постоянной ориентации на инновации, обновление и совершенствование методов и технологий деятельности и управления
К числу типов организационных структур, используемых в управлении относят:
Линейная, который применяется для деления организации на части на основе простых принципов (количества клиентов, территории и т.п.)
Функциональная – возникает как результат специализации труда в организации ( бух.учёт, кассовое обслуживание и т.д.)
На основе этих структур строятся сложные, комплексные структуры.
Комплексная структура – дивизионная – характерна для сложных структур (корпораций) деление тактического и стратегического управления.
Матричные применяются для работы в сложной и динамической среде.
- Организация деятельности коммерческого банка.
- Тема 5 создание коммерческого банка в российской федерации
- Тема 6 реорганизация коммерческого банка в российской федерации
- Тема 7 ликвидация коммерческого банка в российской федерации
- Тема 8 порядок открытия и закрытия банковских подразделений
- Тема 9 организация отношений кредитного банка с центральным банком рф.
- Тема 10 организация взаимодействия коммерческого банка с другими коммерческими банками и организациями
- Тема 11 организация взаимодействия коммерческого банка с клиентами
- Тема 12 организазия разработки политики, стратегии и тактики коммерческого банка.
- Таб.1 Элементы кредитной политики
- Тема 13 организационная структура комерческого банка.
- Тема 14 внешние и внутренные подразделения коммерческого банка
- Тема 15 организация корреспондентских отношений между комерческими банками.
- Тема 16 формы безналичных расчётов
- Тема 17 банковские карты
- Internationalstandartor
- Основные группы пластиковых карт
- Тема 18 организация банковских операций и сделок
- Тема 19 банковские риски и их классификация
- Тема 20 организация управления безопасностью банковской деятельности
- Тема 21 организация предоставления информации о деятельности банка. Банковская тайна
- Тема 22 финансовые инструменты в банковской сфере
- 2 Этап.
- Тема 23 пруденциальный надзор
- 3 Функции банковского надзора:
- Тема 24 оценка кредитоспособности заёмщика
- 3 Основных метода оценки:
- Тема 25 гарантирование (страхование) вкладов граждан
- Тема 26 противодействие легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём
- Тема 27 деятельность банка в составе корпораций
- Тема 28 валютные операции коммерческих банков
- Тема 29 глобализация деятельности коммерческих банков