logo search
Государственное пенсионное страхование

1.1 Анализ этапов становления и развития пенсионного обеспечения в РФ

О государственном пенсионном обеспечении в России упоминается в древних летописях. В них говорится, что князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об их обеспечении в случае ранения и при достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых становилась регулярной. Бывшие военнослужащие могли содержаться в богадельнях, больницах и инвалидных домах. Екатерина II продолжила развитие пенсионного обеспечения из государственной казны. Она определила денежное содержание отставникам военной службы, увеличила размеры пенсий. Как видим, в то время пенсионное обеспечение в основном распространялось на государственных служащих и военных.

Радикально пенсионное обеспечение стало меняться после социалистической революции. В.И. Ленин в 1917 - 1919 гг. подписал более 30 декретов по вопросам социального обеспечения. В СССР государственное пенсионное обеспечение начало формироваться в 1930-х годах. В 1956 году пенсионное обеспечение по старости охватывало уже всех рабочих, а спустя несколько лет - и колхозников, оно приняло форму, которая практически не менялась до распада СССР.

Вторая половина 80-х гг. для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием "перестройка". Необходимость проведения преобразований была вызвана кризисом советской системы, необходимо было решить основной вопрос социальной политики государства - как стабилизировать и существенно поднять материальное положение пенсионеров, а также резко сократить численность малообеспеченных граждан. Был принят Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ". Этот документ стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и довольно отчетливо были урегулированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. По задумке законодателя, финансирование ПФР должно было достигаться за счет сбора страховых взносов при полном отказе от дотаций из бюджета. С 1991 года, в формировании пенсии принимает участие работодатель и работник. Это начало адаптационного периода. Синявская О.В. К вопросу о патернализме: государство и человек в пенсионной реформе // SPERO. 2012.

В 1991 году экономика перешла от централизованного планового руководства к рыночным методам, и возможности пенсионной системы перестали отвечать требованиям дня. Существовавшие в те годы в пенсионном обеспечении проблемы в первую очередь были вызваны сужением финансовой базы пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимались взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения сократилась с 69,9 % в 1992 году до 46,6 % в 1994 году.

В результате всех этих негативных явлений сложилась ситуация, при которой расчетное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение к численности пенсионеров составляло менее 1,4 к 1, в то время как, по статистическим данным о численности занятых, оно должно было составлять 1,8 к 1. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010. 68 с. В такой ситуации рост страховых тарифов не мог решить проблемы стабильного финансирования пенсионного обеспечения, ведь повышение ложилось преимущественно на плечи законопослушных работодателей, численность которых неуклонно снижалась.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров было обусловлено рядом особенностей российской пенсионной системы, среди которых правительство выделяло следующие:

относительно низкий пенсионный возраст;

высокую долю пенсионеров-льготников;

возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста;

приток пенсионеров из республик бывшего СССР. Мачульская Е.Е. Накопительная пенсия: вопросы и решения // Социальное и пенсионное право. 2011. № 4. С. 7-10.

К тому же действовавшее до 2002 года пенсионное законодательство было весьма сложным, регулировалось огромным количеством специальных норм и правил. А размер пенсии в основном зависел от заработка за последние 24 месяца работы перед назначением пенсии либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией, а не от размера трудового вклада в целом (ст.102 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ"). Действовало ограничение при назначении пенсии: заработок, из которого исчислялась пенсия, не мог превышать суммы двух тарифных ставок (окладов) данного работника.

Переход к рыночным отношениям все больше и больше вскрывал недостатки, которые свойственны распределительной пенсионной системе и без устранения которых невозможны были ее устойчивое развитие и повышение уровня пенсионного обеспечения в будущем.

Государство стало искать пути решения проблемы и пришло к выводу, что предотвратить углубление кризиса пенсионной системы, создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.

В конце 20 века Всемирный банк, на основании проведенного исследования, в докладе "Предупреждение кризиса старения населения" определил новые концептуальные подходы к пенсионному реформированию, согласно которых финансовое обеспечение лиц пенсионного возраста и экономический рост обеспечиваются в том случае, если развиваются все три пенсионные системы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Концепция "трех опор" Всемирного банка Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2013. 480 с

Внедрение новых страховых принципов в России началось с ФЗ №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 года, который стал основой организации государственного пенсионного страхования. Основными положениями этого закона являются, прежде всего, те понятия, которые применяются в указанном законе. Так, в законе № 167-ФЗ определено, что обязательное пенсионное страхование - это система мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного пенсионного обеспечения. В этом же законе сказано, что обязательное страховое обеспечение - это исполнение страховщиком, в данном случае Пенсионным фондом Российской Федерации, своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца). Исполнением Пенсионным фондом, своих обязательств перед застрахованным лицом считается организация выплат трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Объектом таких обязательств является трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Вельмякин С.Ф. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и их уплата в России // Пенсия. 2012. №3. С. 58-59 Определение термина "застрахованных лиц" приведено в статье 7 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Согласно данному определению обязательное пенсионное страхование распространяется как на граждан РФ, так и на проживающих, на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, если они работают по договорам.

Несмотря на совершенствование пенсионного законодательства, постоянно проводимое в нашей стране, в последующие годы, механизм государственного регулирования требует продолжение его дальнейшего развития, с целью достижения необходимого уровня пенсионного страхования. Недостаточная эффективность существующего механизма формирования пенсионных прав граждан, проявляется, в том числе, и в достаточно низком уровне пенсий, относительно заработной платы, проблемах долгосрочной финансовой сбалансированности страховой пенсионной системы.

Проведенная в России в 2002 году пенсионная реформа не решила поставленные задачи, все возрастающее общественное значение приобрели вопросы социальной защиты населения: развитие государственного пенсионного страхования, совершенствование пенсионного законодательства, регулирование тарифов страховых отчислений, дальнейшая индексация пенсий. Все эти проблемы определили актуальность проведения дальнейших реформ, в области развития государственного пенсионного страхования.

В 2010 - 2011 годах была проведена дальнейшая работа по реформированию пенсионной системы РФ, в том числе дальнейшему совершенствованию государственного пенсионного страхования. В результате чего повысился уровень пенсионного страхования, частично изменились организационные, экономические, нормативно-правовые отношения между субъектами пенсионной системы.

В результате анализа этапов становления и развития пенсионного обеспечения в РФ, можно сделать вывод, что произошел переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.

Также, следует заметить, что действующее в законодательстве понятие о смешанной системе пенсионного обеспечения включает такие категории, как "государственное пенсионное страхование" и "государственное пенсионное обеспечение". То есть законодательно введены два понятия: пенсионное страхование и пенсионное обеспечение.

Далее, во втором параграфе будут рассмотрены концепции развития национальной пенсионной системы в Российской Федерации.