logo search
Векселя. Коносамент

1.2 Коносамент

Определение. Коносамент - это ценная бумага, удостоверяющая заключение договора перевозки груза (ст.785 ГК РФ).

Коносамент представляет собой "товарную" разновидность транспортной накладной по аналогии с тем, что складское свидетельство есть складская расписка в форме товара. Коносамент является товарной ценной бумагой.

Основные характеристики. При перевозке товара, также как и в процессе его хранения, имеет место временное отчуждение товара от его владельца, что означает наличие ссудного отношения, но не в форме отношения кредитования. Поэтому характеристики коносамента аналогичны характеристикам складского свидетельства и соответственно отличны от характеристик доходных долговых ценных бумаг. Коносамент есть ценная бумага:

долговая;

неэмиссионная;

бездоходная;

документарная;

срочная - срок существования данной ценной бумаги зависит от времени транспортировки товара;

предъявительская или именная в зависимости от вида складского свидетельства;

номинированная - в качестве номинала коносамента, как и складского свидетельства, выступает не денежная сумма, а только натуральное количество перевозимого товара;

предъявительская, именная или ордерная.

Порядок выпуска. Коносамент выдается грузоперевозчиком. Он активно используется при перевозке грузов в международном сообщении и представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение, т.е. в конечном счете право владения перевозимым грузом.

К коносаменту обязательно прилагается страховой полис на перевозимый груз. Кроме того, выдача коносамента может сопровождаться выпиской каких-то дополнительных документов, связанных с перевозкой груза, его хранением и сохранностью, которые в том числе необходимы для прохождения таможенных процедур и т.д.

Коносамент является документом, в котором не возможны никакие изменения.

Обычные реквизиты коносамента:

наименование судна;

наименование фирмы-перевозчика;

место приема груза;

наименование отправителя груза;

наименование получателя груза;

наименование груза и его главные характеристики;

время и место выдачи коносамента;

подпись капитана судна.

Можно выделить следующие виды коносаментов (табл.1.1).

Различают коносаменты именной, ордерный, на предъявителя. Именной - коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Ордерный - коносамент, по которому груз передается либо приказу (т.е. по приказу) грузоотправителя, либо приказу грузополучателя, либо приказу банка, либо по передаточной надписи того, чьему приказу он составлен. Коносамент на предъявителя - коносамент, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Таблица 1.1 - Классификация коносаментов

Классификационный признак

Виды коносамента

1. Порядок владения

Именной

На предъявителя

Ордерный

2. Место расположения груза

Бортовой

Береговой

3. Наличие страхового полиса

Застрахованный

Незастрахованный

4. Особенность перевозки

Линейный

Чартерный

5. Наличие оговорок о повреждении груза

Коносамент с оговорками

Чистый коносамент

6. Возможность распоряжаться товарами

Оборотные

Необоротные

Ордерные и предъявительские коносаменты являются оборотными. Это дает право их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Необоротные коносаменты предполагают, что получатель сам примет товары по прибытии судна.

В зависимости от наличия оговорок о претензиях у перевозчика к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты чистые и с оговорками. Коносамент с оговорками - коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки. Чистый коносамент - коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговые и бортовые. Бортовой - коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно. Береговой - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

В зависимости от особенностей перевозки различают: линейный и чартерный коносамент. Линейный - коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал. Чартерный - коносамент, который применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках.

Прямой коносамент - коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне. Сквозной - коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения.

В зависимости от того, включает ли в себя коносамент страховой полис, выделяют застрахованный коносамент. Застрахованный коносамент представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования.

Обращение. Коносамент может свободно передаваться между заинтересованными участниками рынка, поскольку он обслуживает обращение товара во время его перевозки.

Цена коносамента. Как и в случае со складским свидетельством, цена коносамента полностью определяется стоимостью перевозимого груза и затратами на его перевозку.