1. История создания мегарегулятора в РФ
Вопрос создания мегарегулятора в России обсуждается уже очень давно. Впервые эта идея была предложена в конце 1999 г. компанией “Cadogan Financial”.
В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по итогам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено "представить свои предложения" по этому вопросу.
В марте 2004 года первым шагом по реализации данной инициативы стало создание Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Она получила в наследство от предшественницы контроль и лицензирование профучастников фондового рынка и контроль над соблюдением законодательства о ценных бумагах, от Минфина - контроль и надзор за инвестированием пенсионных накоплений, а от антимонопольного ведомства - контроль над биржами. Предполагалось, что мегарегулятор сформируют на ее основе как коллегиальный и независимый орган.
В 2005 году концепция создания мегарегулятора была официально выдвинута ФСФР в проекте "Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 годы". В феврале 2006 года правительство утвердила основные принципы стратегии, однако идея независимости регулятора от исполнительной власти была отвергнута, также как и передача, ему контроля над банками. К маю следующего года из-за противоречий в правительстве процесс обсуждения был практически остановлен, а главный лоббист создания мегарегулятора -- глава ФСФР Олег Вьюгин -- ушел в отставку.
В апреле 2009 года эту тему вновь поднял помощник президента Аркадий Дворкович, заявивший о целесообразности создания такого института. В сентябре свой законопроект о создании мегарегулятора как саморегулируемой организации участников рынка внесли в Госдуму депутаты партии Справедливая Россия, однако поддержки он не получил.
В середине декабря 2010 года Минфин обнародовал проект указа президента, предусматривающий создание мегарегулятора на базе подконтрольного главе государства Росстрахнадзора путем присоединения к нему подчиненной правительству ФСФР. В конце месяца, после совещания у президента Дмитрия Медведева, концепция поменялась -- предлагалось упразднить уже Росстрахнадзор и передать его функции ФСФР. Что и было предпринято в дальнейшем.
4 марта 2011 года Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка", предусматривающий создание мегарегулятора на базе ФСФР. Идея создания мегарегулятора вернула себе актуальность по итогам двух правительственных совещаний в конце августа 2012 года -- у помощника президента Эльвиры Набиуллиной и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, где обсуждались вопросы о наделении ФСФР полномочиями по разработке нормативных актов и расширении власти службы по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Однако уже на совещании у господина Шувалова обсуждалось выделение для реализации новых полномочий 400 новых сотрудников и дополнительного финансирования, что вылилось в более широкий проект -- создание единого надзорного органа за всеми участниками финансового рынка на базе Банка России.
С 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ становится мегарегулятором финансовых рынков страны. Присоединение ФСФР России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижом, Гонконгом.
- 1.3 Мотивы создания института мегарегулятора на базе Банка России
- 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
- 19) Деятельность Банка России как мегарегулятора
- 19) Деятельность Банка России как мегарегулятора
- 116. Центральный банк рф как мегарегулятор российского финансового рынка
- 2.Банк России ( цели деятельности, функции) Статус как мегарегулятора фин. Рынка.
- 8. Банк России как мегарегулятор операций на финансовом рынке.
- 17. Создание мегарегулятора
- 11.Государственное регулирование финансового рынка.