Заключение
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ Федеральный закон от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Анализируя данные, представленные в разделе 2, можно сделать вывод:
· Доходы Фонда в настоящее время формируются за счет сумм единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОССНС).
· Анализ исполнения бюджетов ФСС за ряд последних лет свидетельствует об устойчивом ухудшении сбалансированности его доходов и расходов.
· Бюджет ФСС испытывает дефицит денежных средств, который с каждым годом растет.
· Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется.
· Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
· Отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования кроме финансовых задач выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем.
В настоящее время формирование системы социального страхования в России находится в стадии развития и становления. Именно поэтому необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на 3 - 5 лет) с целью завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков). [7]
Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
Список литературы
фонд социальный страхование
1. А.Г. Грязнова [Электронный ресурс] http://www.be5.biz/ekonomika/fgag/toc.htm ББ
2. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию. // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. - 2003. - № 7 ДД
3. Казанская А.Ю. Финансы и кредит. Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). - Таганрог: ЮФУ, 2007
4. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993.
5. Обязательное социальное страхование: сценарии развития. Институт современного развития URL: http://www.insor-russia.ru/ru/programs/doc/341. Дата обращения: 03.12.2014
6. Официальный сайт ФСС РФ http://fss.ru/ru/statistics/47776.shtml
7. Страхование профессиональных рисков: проблемы совершенствования законодательства Страхование профессиональных рисков: проблемы совершенствования законодательства ЕЕ
8. Страховые взносы в 2013 году: тарифы и изменения. [Электронный ресурс] URL: www.bs-life.ru
9. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Экспертное бюро, 1997 гг.
- Введение
- - изучить социально-экономические и организационно-правовые аспекты функционирования Фонда социального страхования РФ;
- 1. Социально-экономические и организационно-правовые аспекты функционирования Фонда социального страхования РФ
- 1.1 Понятие, задачи и функции Фонда социального страхования РФ как звена бюджетной системы РФ
- 1.2 Организационная структура и органы управления Фондом социального страхования РФ
- 1.3 Роль Фонда социального страхования РФ в организации системы социального обеспечения в России
- 2. Характеристика доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
- 2.1 Состав, структура и динамика доходов Фонда социального страхования РФ
- 2.2 Направления расходования средств Фонда социального страхования РФ
- 2.3 Взаимоотношения Фонда социального страхования РФ с бюджетом и внебюджетными фондами
- 2.4 Проблемы формирования системы социального обеспечения в РФ
- 2.5 Направления совершенствования деятельности Фонда социального страхования РФ
- Заключение