ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были изложены основные этапы становления российского рынка акций, сформулированы недостатки и проблемы развития рынка, показано влияние финансового кризиса на функционирование рынка.
Акционерный капитал в настоящее время в России играет исключительно важную роль, являясь приоритетной составной частью современной экономики. По итогам исследования, рынок акций можно охарактеризовать как сложный, емкий, динамичный, высококонкурентный рынок, регулируемый государством, действия на котором должны отличаться высокой социальной ответственностью, чтобы не вызвать глубоких финансовых потрясений.
В рамках группы вопросов, рассмотренных в первой главе, исследуется динамика развития российского рынка акций с 1990 года. В работе показано, что рынок акций начал формироваться параллельно с процессом массовой приватизации. Основной особенностью первого этапа развития вторичного рынка акций является укрупнение собственников, а также процесс интенсивной скупки пакетов акций институциональными инвесторами у физических лиц.
Также показано, что важнейшим мотивом спекуляций с российскими акциями для иностранных инвесторов оставалась относительная дешевизна большинства активов российских предприятий. Выявлена особенность российского рынка акций как рынка крупных институциональных инвесторов, оперирующих значительными средствами и крупными пакетами акций.
Выявлена высокая чувствительность российского рынка акций особенно в 1997-1998 гг. к мощным изменениям в мире (например, кризис в Юго-Восточной Азии и т.д.). Сохраняется большая зависимость колебаний рынка акций от заказов иностранных инвесторов.
В 21 веке эволюция формирования российского финансового рынка происходила в относительной благоприятной обстановке. За это время произошло восстановление ликвидности финансового рынка, почти разрушенного в результате кризиса 1998 года.
После ряда серьезных изменений в законодательстве наблюдался мощный рост оборотов российского рынка ценных бумаг, укрепление биржевой инфраструктуры. Особенностями развития российского рынка акций являлись: преобладание внебиржевого рынка над биржевым, рост капитализации рынка и объема торгов за счет чисто спекулятивного фактора, усиление внимания к рынку крупных институциональных инвесторов и повышение заинтересованности портфельных инвесторов.
Новому обвалу фондового рынка способствовал мировой финансовый кризис с осени 2008 года. Он подтвердил высокую зависимость российского рынка акций к изменениям мировой конъюнктуры.
Глобальный финансово-экономический кризис привел к обесценению в разы большинства рисковых активов. Инвесторы менее склонны к покупке бумаг компаний с неустойчивым корпоративным управлением, неэффективной структурой капитала и больше внимания уделяют эффективным компаниям, с потенциалом дальнейшего роста.
На основе анализа раскрыта необходимость совершенствования законодательно-нормативной базы и системы контроля и регулирования рынка ценных бумаг; необходимость обеспечения информационной «открытости» рынка, а также укрепления биржевой инфраструктуры.
Во второй части курсовой работы был проведен анализ бюджета Республики Бурятия за 2008 год.
С целью выявления политики региональных властей в области доходов проанализированы назначенные и исполненные поступления в бюджет по каждой из основных статей доходов. Прежде всего, упор был сделан на анализ структуры налоговых и неналоговых доходов. В части неналоговых доходов особо были выделены доходы от использования государственного и муниципального имущества и доходы от предоставления муниципальных услуг. Доля их относительно невелика, что объясняется предпочтением граждан пользоваться преимущественно услугами негосударственного сектора.
В области налоговой политики приведен перечень фактически применяемых налогов и сборов. По каждой из статей доходов определено плановое, фактическое значение. Отклонение фактических доходов от плановых показало, что поступлений от сбора налогов в 2008 году было больше, нежели было запланировано. Причинами превышения являются увеличение собираемости налогов, повышения значимости налоговой дисциплины в регионе, усиление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет.
При анализе доходной части бюджета особо проанализированы взаимоотношения регионального бюджета с федеральным бюджетом. Показана высокая степень зависимости бюджета субъекта от безвозмездной помощи.
В качестве вывода целесообразно представить предложение по повышению доходов бюджета, в том числе за счет неналоговых поступлений. Это позволит обеспечить бюджет собственными источниками поступлений и снизить тем самым финансовую зависимость от федерального бюджета.
Далее проанализировано исполнение бюджета по расходам в целом, а также по приоритетным статьям. О приоритетности расходов говорят удельный вес в общей сумме расходов бюджета и его изменение во времени; процент выполнения расходов по данным статьям в сравнении с исполнением бюджета по расходам в целом.
Анализ функциональной классификации расходов бюджета был дополнен анализом расходов по отдельным статьям с целью выявления доли бюджета в общих расходах. Главными статьями расходов стали расходы на предоставление межбюджетных трансфертов, на финансирование социальной политики и национальной экономики.
Анализ ведомственной классификации бюджета, включающей распорядителей и получателей бюджетных средств, показывает, что приоритетами бюджетной политики являются министерства и ведомства, ответственные за оказание социальных услуг населению, а также позволяет оценить рациональность расходов. Рассчитаны масштабы расхождений между фактическим уровнем расходов и нормативом, которые показали недофинансирование большинства статей расходов вследствие недостаточности финансовых ресурсов.
Выявлена тенденция в политике региональных властей в области сбалансированности бюджета. В анализируемом 2008 году удалось избежать ожидаемого бюджетного дефицита. Это было достигнуто путем усиления налогового бремени и сокращения расходов по большинству социально значимых статей, что может стать причиной экономической отсталости региона и резко сказаться на уровне жизни населения республики.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Закон Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2008 год» №982-IV от 13.07.09 // minfin.e-baikal.ru
2. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие. - ИНФРА-М, 2006. - 304 с.
3. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 270 с.
4. Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 384 с.
5. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 572 с.
6. Хаертфельдер М., Лозовская Е., Хануш Е. Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.
7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 550 с.
8. Деньги. Кредит. Финансы. / С.В. Галицкая. - М.: Экзамен, 2005. - 224 с.
9. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, В.А. Павленко. - М.: КНОРУС, 2007. - 272 с.
10. Финансы: учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2008. - 640 с.
11. Баранов А. Печальные итоги кризиса // РЦБ - 2009 - №1-2 - с. 12-15.
12. Давидюк Г. До окончания кризиса еще далеко // РЦБ - 2009 - №5-6 - с. 13-15.
13. Евстифеев В. Вторая волна и другие экономические катаклизмы // РЦБ - 2009 - №15 - с. 18-21.
14. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики - 2009 - №1 - с. 9-27.
15. Суэтин А. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики - 2009 - №1 - с. 40-52.
16. Тамбовцев В. Финансовый кризис и экономическая теория // Вопросы экономики - 2009 - №1 - с. 133-139.
17. Юсим В. Первопричина мировых кризисов // Вопросы экономики - 2009 - №1 - с. 28-35.
18. www.minfin.e-baikal.ru
19. www.gks.ru
Приложение 1
Таблица 1. - Доходы республиканского бюджета Республики Бурятия за 2008 год
Наименование |
КБК |
Годовые бюджетные назначения, тыс. руб. |
Кассовое исполнение, тыс. руб. |
Структура, % |
Уровень выполнения |
|||
Назначено |
Исполнено |
в тыс. руб. |
в % |
|||||
ДОХОДЫ, всего |
28456574,6 |
28640298,4 |
100 |
100 |
183723,8 |
100,6 |
||
Налоговые доходы |
14790878 |
15205950 |
42,97 |
43,71 |
415072,2 |
102,81 |
||
Налоги на прибыль, доходы |
1 01 00000 00 0000 000 |
5962679,8 |
6144640,5 |
17,324 |
17,665 |
181960,7 |
103,1 |
|
Налог на прибыль организаций |
1 01 01000 00 0000 110 |
3004598,8 |
3077760 |
8,7294 |
8,848 |
73161,2 |
102,4 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1 01 02000 01 0000 110 |
2958081 |
3066880,5 |
8,5943 |
8,8167 |
108799,5 |
103,7 |
|
Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 03 00000 00 0000 000 |
1155305 |
1189121,2 |
3,3566 |
3,4185 |
33816,2 |
102,9 |
|
Налоги на совокупный доход |
1 05 00000 00 0000 000 |
504985 |
502111,1 |
1,4672 |
1,4435 |
-2873,9 |
99,4 |
|
Налоги на имущество |
1 06 00000 00 0000 000 |
1008671 |
1024196,8 |
2,9305 |
2,9444 |
15525,8 |
101,5 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 07 00000 00 0000 000 |
194841 |
199531 |
0,5661 |
0,5736 |
4690 |
102,4 |
|
Государственная пошлина |
1 08 00000 00 0000 000 |
542,2 |
637,7 |
0,0016 |
0,0018 |
95,5 |
117,6 |
|
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1 09 00000 00 0000 000 |
1174 |
1071,2 |
0,0034 |
0,0031 |
-102,8 |
91,2 |
|
Неналоговые доходы |
600395,7 |
614749,8 |
1,744 |
1,767 |
14354,1 |
102,39 |
||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1 11 00000 00 0000 000 |
97158,9 |
103753,7 |
0,2823 |
0,2983 |
6594,8 |
106,8 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
1 12 00000 00 0000 000 |
47618,1 |
57757,8 |
0,1383 |
0,166 |
10139,7 |
121,3 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1 13 00000 00 0000 000 |
315412,3 |
308801 |
0,9164 |
0,8877 |
-6611,3 |
97,9 |
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1 14 00000 00 0000 000 |
23243 |
21711,1 |
0,0675 |
0,0624 |
-1531,9 |
93,4 |
|
Административные платежи и сборы |
1 15 00000 00 0000 000 |
105,5 |
118,7 |
0,0003 |
0,0003 |
13,2 |
112,5 |
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1 16 00000 00 0000 000 |
4538,5 |
6430,5 |
0,0132 |
0,0185 |
1892 |
141,7 |
|
Прочие неналоговые доходы |
1 17 00000 00 0000 000 |
6795,2 |
8584,6 |
0,0197 |
0,0247 |
1789,4 |
126,3 |
|
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
1 18 00000 00 0000 000 |
133571,1 |
135639,3 |
0,388 |
0,39 |
2068,2 |
101,5 |
|
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
1 19 00000 00 0000 000 |
-28046,9 |
-28046,9 |
-0,081 |
-0,081 |
0 |
100 |
|
Безвозмездные поступления |
2 00 00000 00 0000 000 |
19027980,9 |
18964238,9 |
55,283 |
54,519 |
-63742 |
99,7 |
|
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
2 02 01000 00 0000 151 |
10743239,5 |
10743239,5 |
31,213 |
30,885 |
0 |
100 |
|
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
2 02 02000 00 0000 151 |
6016844,2 |
5953687,6 |
17,481 |
17,116 |
-63156,6 |
99 |
|
Субвенции субъектов РФ и муниципальных образований |
2 02 03000 00 0000 151 |
1319208,8 |
1318626,5 |
3,8328 |
3,7908 |
-582,3 |
100 |
|
Иные межбюджетные трансферты |
2 02 04000 00 0000 151 |
371757,9 |
371757,9 |
1,0801 |
1,0687 |
0 |
100 |
|
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
2 02 09000 00 0000 151 |
220675,5 |
220672,4 |
0,641 |
0,634 |
-3,1 |
100 |
|
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
2 03 00000 00 0000 180 |
356255 |
356255 |
1,035 |
1,024 |
0 |
100 |
Приложение 2
Таблица 2. - Расходы республиканского бюджета Республики Бурятия за 2008 год
Код |
Наименование разделов и подразделов |
Назначено, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
Структура, % |
Уровень выполнения |
|||
Назначено |
Исполнено |
в тыс. руб. |
в % |
|||||
100 |
Общегосударственные вопросы |
1675544,3 |
1370283 |
5,6298 |
4,941098 |
-305261,3 |
81,8 |
|
102 |
Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования |
235406 |
232644,9 |
0,7909601 |
0,8388933 |
-2761,1 |
98,8 |
|
103 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований |
214737,4 |
207243 |
0,721514 |
0,7472967 |
-7494,4 |
96,5 |
|
104 |
Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций |
10437,9 |
9989,1 |
0,0350712 |
0,0360197 |
-448,8 |
95,7 |
|
105 |
Судебная система |
95780,9 |
95334,7 |
0,3218222 |
0,343767 |
-446,2 |
99,5 |
|
106 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
135054,3 |
133446,1 |
0,4537801 |
0,4811927 |
-1608,2 |
98,8 |
|
107 |
Обеспечение проведения выборов и референдумов |
21130,8 |
23243,8 |
0,0709991 |
0,0838147 |
2113 |
110 |
|
111 |
Обслуживание муниципального и государственного долга |
84366,9 |
82939,9 |
0,2834713 |
0,2990726 |
-1427 |
98,3 |
|
112 |
Резервные фонды |
300025,8 |
0 |
1,0080815 |
0 |
-300025,8 |
0 |
|
114 |
Другие общегосударственные вопросы |
573604,3 |
580641,5 |
1,9273006 |
2,0937327 |
7037,2 |
101,2 |
|
300 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1332755,3 |
1339569,3 |
4,478035 |
4,830347 |
6814 |
100,5 |
|
302 |
Органы внутренних дел |
847735 |
847735 |
2,8483751 |
3,0568441 |
0 |
100 |
|
309 |
Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона |
78120,1 |
82996,8 |
0,2624822 |
0,2992778 |
4876,7 |
106,2 |
|
310 |
Обеспечение пожарной безопасности |
406900,2 |
408837,5 |
1,3671777 |
1,4742254 |
1937,3 |
100,5 |
|
400 |
Национальная экономика |
3516182,1 |
2781734,8 |
11,81431 |
10,03065 |
-734447,3 |
79,1 |
|
401 |
Общеэкономические вопросы |
147953,5 |
160775,3 |
0,4971212 |
0,579739 |
12821,8 |
108,7 |
|
405 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
861493,4 |
841343,1 |
2,894603 |
3,033796 |
-20150,3 |
97,7 |
|
406 |
Водные ресурсы |
67762,5 |
57897,5 |
0,227681 |
0,208772 |
-9865 |
85,4 |
|
407 |
Лесное хозяйство |
366312,4 |
366306,6 |
1,230803 |
1,320863 |
-5,8 |
100 |
|
408 |
Транспорт |
74550 |
71015,8 |
0,250487 |
0,256076 |
-3534,2 |
95,3 |
|
409 |
Дорожное хозяйство |
1725732,1 |
1031654,7 |
5,79843 |
3,720039 |
-694077,4 |
59,8 |
|
410 |
Связь и информатика |
15307,5 |
18397,5 |
0,051433 |
0,066339 |
3090 |
120,2 |
|
411 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
754,3 |
754,3 |
0,002534 |
0,00272 |
0 |
100 |
|
412 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
256316,4 |
233590 |
0,861219 |
0,842301 |
-22726,4 |
91,1 |
|
500 |
ЖКХ |
177941,7 |
152806,6 |
0,597881 |
0,551005 |
-25135,1 |
85,9 |
|
501 |
Жилищное хозяйство |
48000 |
44500 |
0,161279 |
0,160462 |
-3500 |
92,7 |
|
502 |
Коммунальное хозяйство |
69547,1 |
47938,1 |
0,233677 |
0,17286 |
-21609 |
68,9 |
|
503 |
Благоустройство |
2162,2 |
2162,2 |
0,007265 |
0,007797 |
0 |
100 |
|
505 |
Другие вопросы в области ЖКХ |
58232,4 |
58206,3 |
0,19566 |
0,209886 |
-26,1 |
100 |
|
600 |
Охрана окружающей среды |
130142,3 Содержание
|