1.3 Организация процесса кредитования: особенности управления
Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьезными ошибками и просчетами.
Первая стадия кредитного процесса - программирование, заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона, работы потенциальных заемщиков, в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка - кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятия ряда внутрибанковских нормативных документов.[13]
Руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются: основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков;
- соотношение кредитов и депозитов;
- соотношение собственного капитала и активов;
- лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;
- клиентские лимиты:
- для акционеров (пайщиков);
- для старых, с определенной историей взаимоотношений клиентов;
- для новых клиентов;
- для не клиентов банка.
- требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, маржа в оценке);
- требования по документальному оформлению и сопровождению кредита;
- планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решений его изменения.
Следующим внутрибанковским нормативным документом является положение "О порядке выдачи кредитов", где отражается:
- организация кредитного процесса;
- перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
- правила проведения оценки обеспечения.
Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс можно говорить о внутренней готовности банка к работе ко второй основной стадии кредитования.
Вторая стадия - предоставление банковской ссуды.[13]
В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения осуществляют прием заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования (инвестиционное, краткосрочное, кредитование юридических лиц, кредитование физических лиц, как потребительское, так и бизнес - кредитование частных предпринимателей) к заявке на кредит идет получение и подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения должен проводить экономический анализ предоставленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения кредитуемой операции. При проведении такой работы от сотрудника кредитного подразделения требуются навыки и умения экономиста, специалиста по маркетингу, знания макроэкономики, отраслевых и региональных тенденций развития народного хозяйства.
На основе проведенного анализа требуется выбрать наиболее оптимальный метод кредитования, вид ссудного счета, срок кредитования, провести переговоры о величине и виде ссудной ставки, о способе погашения ссуды.
Важнейшей завершающей процедурой стадии предоставления кредита является подготовка и заключение кредитного договора.
Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита.
Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на завершение платежей по обязательствам хозяйственно - финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.
Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашения ссуды.
Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.
Имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается, и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок. Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:
анализа финансовых отчетов;
личных контактов с должником;
сообщений третьих лиц;
сведений из других отделов банка.
Банк должен обратить внимание на:
снижение коэффициента ликвидности;
непропорциональный рост краткосрочной задолженности;
рост просроченных долгов;
снижение объема продаж;
замедление оборачиваемости запасов.[13]
Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентами, посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, позволяет выявить наличие неустановленного оборудования. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:
резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
потеря важных клиентов;
плохое составление финансовых отчетов;
принятие необоснованного риска;
замена ключевых сотрудников;
запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;
слабый операционный контроль.
Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещение долга.
Первый при выявлении проблемной ссуды шаг - объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если, много то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.[13]
Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует наметить план действий, который может включать:
- продажу активов;
- сокращение накладных расходов;
- изменение маркетинговой стратегии;
- смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует, прежде всего, проверить документы и установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант - сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.
Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей сумы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в данном банке.
Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и его использования. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение сумы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.
Вот здесь и происходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк. В банке всегда существует конкретный источник погашения имеющегося долга, этот источник представляет собой форму обеспечения возвратности кредита.
Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу, а в процессе, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми.[13]
При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:
подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов и так далее;
увеличатся административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводственного расходования времени на поддержание статус-кво;
повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
средства будут заморожены в непродуктивных активах;
возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.
Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.
Особо остановимся на основных причинах возникновения трудностей с погашением ссуд:
Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
- недостаточно строгое отношение к заемщику (например, одобрение заявки из дружеских соображений);
- непрофессионально проведенный финансовый анализ;
- плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;
- недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная оценка залога)
- ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);
- плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения).
Неэффективная работа компании, получившей ссуду:
- слабое руководство;
- ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
- неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной компании, ошибок в оценке будущих рынков;
- слабый контроль за финансами компании (рост дебиторской задолженности, накладных расходов).
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательства, технологические прорывы.
Важная роль в проведение кредитных операций принадлежит кредитным ресурсам. Без наличия временно свободных кредитных ресурсов осуществление кредитных операций просто невозможно. Поэтому особенности управления кредитными операциями, а также их дальнейший анализ будем рассматривать через особенности управление кредитными ресурсами.[13] кредитный операция коммерческий банк
Весь процесс управления можно разделить на четыре укрупненные стадии:
- планирование
- организация
- реализация
- контроль
Планирование - решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.[15]
Обязательными элементами планирования являются:
гибкость и индикативность, то есть возможность быстрого регулирования плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации;
тщательно продуманный и организованный процесс контроля над выполнением плановых показателей (мониторинг текущей деятельности), который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей;
альтернативность планирования: составление многовариантного плана для оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации;
встроенность системы планирования в организованную структуру банка, предполагающее участие менеджеров всех уровней управления в составлении планов и контроле над его выполнением;
ориентация стратегии развития и отдельных планов на максимизацию финансовых результатов.
В идеале каждое решение банковских менеджеров должно обуславливаться следующими факторами:[15]
1. задачами, которые решает банковская организация;
2. прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды: экономической ситуацией в целом, состоянием рынков, на которых действует банковская организация;
3. внутренними возможностями банка: состоянием его активов и пассивов, возможностями и квалификацией банковского персонала;
4. принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней, то есть степенью децентрализации процесса управления.
Каждый из этих факторов, в свою очередь, так или иначе, определяется в процессе банковского планирования. На различных его этапах:
1. определяются генеральные направления и приоритеты перспективного развития банка, локальные цели и задачи;
2. разрабатываются банковские продукты, пользующиеся спросом на рынке;
3. согласовываются конкретные планы, разрабатываемые для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, с достигнутым потенциалом и структурными ограничениями на операции банка;
4. определяются пути достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении риска;
5. уточняются и корректируются перспективные плановые показатели с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;
6. согласовываются текущие решения о проведении конкретных операций банка с цель поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;
7. осуществляется структурирование организации и планирования персонала, которые обязаны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и сформировать персонал необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.
Планирование оптимальной структуры источников ресурсной базы коммерческого банка осуществляется в настоящее время в условиях отсутствия на рынке ликвидных и доходных финансовых инструментов, снижения доверия к банкам со стороны населения, сужения рынка межбанковских кредитов. Вопросы наращивания ресурсной базы и обеспечения ее стабильности посредством эффективного управления пассивами, достижения оптимального соответствия структуры пассивов структуре активов приобретают особую остроту и актуальность.[15]
Организация - это распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленных целей. Организация, как функция управления, обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В частности она должна определить организационную структуру банка с распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, организовать прямые и обратные связи, предполагающие возможность оценки результатов выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими инстанциями, и изменения ранее определенных заданий в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации (что означает регулирование в кибернетическом смысле этого слова). Для этого изначально на административном уровне (то есть с закреплением соответствующих обязанностей), на информационном уровне (с созданием соответствующего документооборота и технологий), на методологическом уровне, на уровне технологии выполнения отдельных операций и их отражения в учете должен быть закреплен такой порядок деятельности банка, при котором реализуется стандартный управленческий цикл: планирование - выполнение плана - контроль - планирование и т.д.
Реализация - претворение политики банка в действие предполагает принятие управленческих решений и реализацию комплекса мер в соответствии с планом на основе оперативного анализа, создание благоприятных условий в коллективе и мотивацию деятельности работников банка, подбор кадров.
Здесь осуществляется управление формированием средств банка в соответствии с плановым масштабом деятельности. Этот процесс можно назвать управление пассивами. Управление осуществляется в интересах получения большей прибыли и поддержания банковской ликвидности. Управление пассивами направлено на управление депозитными и недепозитными источниками.
Контроль - это выявление достигнутых результатов деятельности. Он предполагает определение стандартов и норм для достижения результатов, измерение полученных результатов, корректировка результатов. Контроль осуществляется на всех этапах управления деятельности банка и позволяет сопоставить результат с планом, выявить резервы роста и пути более эффективного использования кредитных ресурсов.[15]
Таким образом, можно сказать, что кредитный риск для банков складывается из сумм задолженности заёмщиков по банковским ссудам, а также из задолженности клиентов по другим сделкам. Компании тоже могут подвергаться определенному кредитному риску в своих операциях с банком. Если компания имеет много свободных средств, которые она помещает на банковский депозит, то при возникновении риска ликвидации банка компания потеряет большинство своих вкладов.
- Тема 7. Кредитные операции коммерческого банка
- 1.3. Управление кредитным риском в коммерческом банке
- Понятие эффективности деятельности коммерческого банка
- Основные направления повышения эффективности кредитных операций коммерческого банка (на конкретном примере)
- 4. Анализ кредитного портфеля коммерческого банка.
- Коммерческие банки и их операции.
- Тема 18. Управление кредитным риском в коммерческом банке
- 7.2. Структурный анализ отчета о прибылях и убытках. Коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций.