3.1 Пути совершенствования регуляторов рынка ценных бумаг
Контролирующие органы рынка ценных бумаг в России представлены Федеральной службой по финансовым рынкам. Как отмечалось выше, она обладает широкими полномочиями по регулированию различных аспектов деятельности, как на рынке ценных бумаг, так и на других подразделениях финансового рынка.
Но как и во многих государствах финансово-экономический кризис 2008 г. показал несостоятельность данных регулирующих органов в некоторых направлениях. Поэтому в такие сложные времена необходимо более серьезное вмешательство регулирующих органов. Одним из шагов в данном направлении представляется принятие на федеральном уровне продуманной и реалистичной программы стратегического развития российского рынка ценных бумаг [12]. В основе такой программы должны быть заложены новые принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг, которые предусматривают вытеснение участников рынка ценных бумаг из сферы спекулятивных операций (что в свою очередь затронет менеджмент инвестиционных компаний), как средствами фискальной политики, так и более жесткими мерами, и направление финансовых ресурсов на нужды реальной экономики. В частности, в программе может быть предусмотрена реализация следующего комплекса рамочных мер:
1. создание налоговых механизмов, которые будут дестимулировать спекулятивную деятельность на рынке ценных бумаг. В рамках данной меры представляется целесообразным установить регрессионную шкалу налога, получаемого инвестором от перепродажи акций, приобретенных в ходе IPO российских эмитентов: владение менее 1 года - 90 %; владение от 1 года до 2 лет - 70 %, владение от 2 до 3 лет - 50 %; владение более 3-х лет - полное налогообложение. Операции с производными инструментами, не предполагающие реальной поставки физического актива, облагать налогом по ставке 90 %. Налогом должна облагаться каждая транзакция по методу FIFO. Для этого потребуются изменения в инфраструктуре рынка ценных бумаг путем нормативно-правового закрепления через ФСФР.
2. Развитие налоговых механизмов, стимулирующих российские компании на осуществление привлечения инвестиционных ресурсов на основе выпуска инструментов рынка ценных бумаг. В рамках данной меры необходимо отменить все государственные пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг.
3. Введение постоянно действующих ограничений на осуществление всеми категориями участников рынка ценных бумаг, прежде всего неквалифицированными инвесторами, открытия коротких позиций, проведения маржинальных необеспеченных сделок, а также запретить кредитование ценными бумагами и выдачу банками кредитов на покупку ценных бумаг.
4. Ввести более жесткий контроль над профессиональными участниками рынка ценных бумаг, аналогичный тому, который Банк России осуществляет по отношению к кредитным организациям;
5. Проводить далее (так как некоторые меры уже проводятся) систематическую работу по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации.
6. Усилить контроль за внедрением и соблюдением российскими акционерными обществами принципов корпоративного поведения.
Данные меры необходимо проводить ФСФР в течение 5 -7 лет, чтобы все элементы рынка ценных бумаг смогли перестроить свою структуру, свои стратегии, менеджмент, повышение уровня образования сотрудников и инвесторов.
3.2 Пути совершенствования функционирования профессиональных участников рынка ценных бумаг
Данное совершенствование может выражаться во многих аспектах функционирования участников рынка ценных бумаг. Они также должны соответствовать тем изменениям, которые будут производиться регуляторами рынка ценных бумаг. Аспекты могут быть следующими:
· Привлечение долгосрочного капитала у резидентов данной страны (России) для финансирования реального сектора экономики. Это будет выражаться в качественной структуре инвесторов, которые будут ориентированы на долгосрочные цели и качественный отбор ценных бумаг.
· Изменение структуры вложений профессиональных участников, что скажется также на снижение волатильности рынков ценных бумаг.
· Переориентация менеджмента компаний и фондов на новые условия, где будет изменен круг финансовых инструментов. Данная мера будет также способствовать сохранение на рынке сильных компаний, повышения сервиса для клиентов и в целом индекса деловой активности в долгосрочной перспективе.
· Это также будет способствовать росту количества новых компаний, выходящих на IPO, что позволит им закрепиться на высококонкурентном рынке. А уже закрепившиеся компании будут постепенно повышать свою капитализацию и всего рынка в целом. Поэтому здесь для профессиональных участников открываются новые перспективы, что повлечет за собой повышение образования в данном направлении.
· Руководители различных отделов профессиональных участников рынка ценных бумаг будут более серьезно и ответственно относиться к своей работе, так как контроль за их деятельностью будет усилен. В следствие этих мер также сократиться количество мошеннических операций, ужесточится борьба с инсайдерской торговлей.
Данные меры также позволят выйти на рынок важно необходимых рынку ценных бумаг профессиональных участников - негосударственным пенсионным фондам. Данный институт хоть и есть на нашем рынке ценных бумаг, но не в такой широкой структуре как в США или странах Западной Европы. А так как пенсионная система в РФ далека от совершенства то данные изменения у профессиональных участников рынка ценных бумаг пойдут на положительное развитие данных институтов.
Также важным аспектом у профессиональных участников является риск-менеджмент. В настоящее время он развит недостаточно хорошо на нашем рынке ценных бумаг, а именно у институциональных инвесторов[24]. В настоящее время кризис заставил менеджеров задуматься о получении прибыли и ее увеличении, но и о рисках, связанных с конъюнктурой рынка. Риск-менеджмент, и в частности хеджирование, приобретает свой особый статус для предприятий, как в финансовой сфере, так и в реальном секторе экономике.
Так как регулятор рынка ценных бумаг, а именно ФСФР, строит определенную программу в отношении развития финансовых рынков до 2020 года, то профессиональным участникам необходимо ориентировать на нее и принимать участие в положительных изменениях
· Необходимо совершенствование законодательных основ в области функционирования и правил инвестирования российских компаний.
· При развитии инфраструктуры инвестиционного бизнеса должна уменьшиться концентрация капитала в одном лишь центре страны (Москва). Шаги в эту сторону активно предпринимаются путем открытия обособленных региональных инвестиционных компаний.
· Частичная переориентация российских инвестиционных компаний на долгосрочное инвестирование и увеличение финансирования реальных инвестиционных проектов.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
- 1.1 Понятие и структура рынка ценных бумаг
- 1.2 Инструменты рынка ценных бумаг.
- 1.3 Условия функционирования рынка ценных бумаг
- 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ РФ И США
- 2.1 Анализ рынков РФ и США в масштабе отдельных национальных экономик
- 2.2 Оценка условий функционирования для участников рынка ценных бумаг
- 2.3 Особенности управления рынком ценных бумаг у регуляторов, и активами у профессиональных участников рынка ценных бумаг
- 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА США
- 3.1 Пути совершенствования регуляторов рынка ценных бумаг
- 3.3 Пути совершенствование механизма функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг
- «Рынок ценных бумаг»
- 2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг.
- 60. Механизм функционирования рынка ценных бумаг
- 1.2 Анализ рынка ценных бумаг
- Глава 2Анализ рынка ценных бумаг 2.1становление и развитие рынка ценных бумаг
- Глава 3Развитие рынка ценных бумаг в России 3.1Особенности российского рынка ценных бумаг
- Рынок ценных бумаг в России
- 1.11. Рынок ценных бумаг
- По дисциплине «Рынок ценных бумаг»:
- Функционирование биржевого рынка ценных бумаг