2.3 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения
Банковская конкуренция является одной из актуальных тем, обусловленная активным участием российских банков в основных сегментах финансового рынка, необходимостью научного обобщения накопленного опыта практической банковской деятельностью, а также отсутствием комплексных разработок этой проблемы с учетом мирового опыта.
К проблемам конкуренции на рынке банковских услуг России можно отнести:
1. Доминирующее положение Сбербанка России, единственным достойным конкурентом которого является банк ВТБ 24, у остальных банков просто нет возможности конкурировать со Сбербанком.
2. В свете кризиса происходят слияния и поглощения мелких банков и превращение их в филиалы крупных банков, либо просто ликвидация этих банков.
3. Непрозрачность структуры капитала крупных федеральных банков и напротив достаточная прозрачность этой структуры у средних и малых региональных банков. Это опять же недобросовестная конкуренция.
4. Недоверие населения к банковскому сектору. В период кризиса население доверяет только госбанкам, что еще больше ухудшает и без того нестабильное положение частных коммерческих банков.
5. Большое число мелких банков, не имеющих доступа к господдержке, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, в то время как у госбанков с этим все в порядке.
6. Непрозрачность определения критериев помощи транслируется вниз по вертикали власти и приводит к многочисленным случаям недобросовестной конкуренции, в том числе в регионах.
Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:
Уход мелких банков с финансового рынка.
Консолидация в секторе и быстрое сокращение количества банков.
Универсализация двух-трех десятков ведущих банков.
Специализация остальных банков.
Дальнейшее укрепление позиций крупнейших госбанков и банков из топ-10.
Перераспределение средств населения в пользу госбанков.
В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка выделены следующие направления:
Дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции.
Укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков.
Обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов - российских и иностранных - в банковскую сферу.
Повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы.
Формирование в стране и за рубежом доверия к российским банкам.
Целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.
К перспективам развития банковского сектора в целом можно отнести его консолидацию, повышение прозрачности структуры капитала средних игроков с целью выхода на международные рынки капитала или привлечения стратегических инвесторов, дальнейшую универсализацию банков (универсальные коммерческие банки с широким спектром услуг.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. особенности и закономерности банковской конкуренции
- 1.1 Понятие и особенности банковской конкуренции и сфера её деятельности
- 1.2 Виды и уровни банковской конкуренции, формы банковских объединений
- ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РФ
- 2.1 Особенности банковской конкуренции в Российской Федерации
- 2.2 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
- 2.3 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Рынок банковских услуг.
- 1.3. Конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг
- 20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
- 1.4 Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг
- 1.1 Сущность, задание и структура рынка банковских услуг
- 2.3. Формы банковской конкуренции
- 58. Особенности применения маркетинга на рынке банковских услуг
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- 46. Защита конкуренции на рынке банковских услуг.