2.1 Особенности банковской конкуренции в Российской Федерации
Одной из существенных характеристик современной банковской конкуренции в России является то, что на рынке функционируют, с одной стороны, частные кредитные организации, нацеленные на достижение прибыли, с другой стороны - кредитные организации с государственным участием, номинально ориентированные на развитие экономики, а фактически преследующие те же цели максимизации дохода. Причем последние используют в качестве основного пассива средства федерального бюджета, но совершают при этом операции обычного универсального коммерческого банка, получая тем самым неоспоримые конкурентные преимущества в формировании своей ресурсной базы.
Подобный антиконкурентный вектор развития банковской системы страны не способствует эффективной деятельности кредитных учреждений. Следовательно, в создавшихся условиях целесообразно принять определенные меры в отношении сложившейся системы коммерческих банков с государственным участием в целях придания динамизма развитию рынка банковских услуг в целом.
Рыночная конкурентная среда - это среда наиболее адекватная данному состоянию общественного производства и его рыночному проявлению. Она служит основой для реализации конкурентных отношений на рынке банковских услуг, и ее развитие связано с наличием большого числа контрагентов на рынке.
Несформированная конкурентная среда на банковском рынке не позволяет в полной степени реализовать потенциал экономического роста, не обеспечивает качественного банковского обслуживания населения, сдерживает техническое перевооружение предприятий, ограничивает привлечение средств от инвесторов.
Особенности банковской конкуренции на отечественном рынке банковских услуг:
1. Монополистическое положение Сбербанка России, функционирующего в интересах государства и получающего значительную поддержку с его стороны. Высокий уровень монополизации банковской системы - реальная угроза для выживания малых и средних банков в условиях неравной конкуренции с монополизированным банковским сектором (на три крупнейших банка с высокой долей государственного участия приходится более 90% всех частных вкладов).
2. Из первой особенности вытекает вторая - несовершенство законодательно-правовой базы, а именно, фактически не соблюдается ФЗ «О защите конкуренции». Это препятствует развитию добросовестной банковской конкуренции.
3. Российскую банковскую систему отличает высокая степень концентрации: 100 крупнейших банков контролируют 83,5 % активов. Однако это не означает повышения конкурентоспособности банковской системы, поскольку среди средних и мелких банков наблюдается значительная раздробленность.
4. Неравномерность географического распределения кредитных организаций по территории страны обуславливает недостаточную обеспеченность ряда субъектов Федерации банковскими услугами и низкий уровень конкуренции в масштабах государства.
5. Малая численность банковских отделений в расчете на 100 тысяч человек. В нашей стране на 100 тысяч жителей приходится в среднем по 11 банковских отделений. Для сравнения: в Германии этот показатель равен 58, в Италии - 57, а в США - 33.
6. Господство на рынке универсальных коммерческих банков с государственным участием, конкурирующих с частными кредитными организациями создает необоснованные конкурентные преимущества, искажая условия конкурентной борьбы.
На российском банковском рынке конкурентная среда в значительной степени искажена, наблюдаются все признаки ограничения конкуренции, значительная часть которых провоцируется государством в лице Центрального банка. Основная проблема государственного регулирования конкурентных отношений состоит в явно выраженном дуализме:
1. Государство выступает как регулятор банковской системы.
2. Одновременно государство является участником банковской деятельности, прямо или опосредованно управляющим универсальными коммерческими банками, конкурирующими на рынке банковских услуг.
В сложившихся условиях регулирующая деятельность государства в лице Банка России на рынке банковских услуг должна быть направлена не селективно на отдельные институты (прежде всего частные), а на рынок в целом, причем это касается как сдерживающего, так и стимулирующего воздействия. Это обуславливает необходимость корректировки роли государства в деятельности кредитных организаций страны, особенно в части формирования полноценной конкурентной среды на рынке банковских услуг.
С учетом потребностей нашей экономики, а также процессов интеграции России в мировое экономическое сообщество, с учетом раскрытия нашего внутреннего финансового и банковского рынков для внешнего капитала должен быть дан ответ на вопрос: намерены ли мы сохранить, а в дальнейшем укреплять национальную банковскую систему, сделать ее способной обеспечивать страну необходимыми финансово-кредитными ресурсами.
Масштабы и параметры, которые сегодня характеризуют наш финансовой рынок, никак не могут отвечать потребностям экономики и политическим амбициям нашей страны.
На международном политическом поле не может быть мощной державы без развитой экономики. В равной степени не может быть развитой экономики без мощной национальной банковской системы.
Приоритетом номер один должна стать задача обеспечения экономики России необходимыми объемами финансовых ресурсов - в первую очередь, долгосрочными кредитами. Для этого надо вернуть в банковский оборот средства пенсионных и социальных фондов, привлечь средства из неофициального, наличного и оффшорного оборота в банковскую сферу. Кроме того, требуется стимулировать развитие фондового рынка и рынка производных финансовых инструментов, расширить инфраструктуру банковского рынка, развивать в равной мере крупные, средние и малые банки.
В условиях активного роста спроса на кредиты со стороны населения и реального сектора бизнеса у банков может обостриться проблема ограниченности ресурсов. Во-первых, темпы роста депозитов населения заметно уступают темпам роста его кредитования. Во-вторых, средства предприятий не могут в полной мере служить для банков основным источником ресурсов. Несмотря на высокую долю в пассивах, они на три четверти состоят из вкладов до востребования.
В этой ситуации источником пополнения ресурсной базы российских банков становятся иностранные инвестиции - как прямые, так и в виде кредитов. Их несомненным преимуществом является долгосрочность, а недостатком - зависимость от конъюнктуры мирового финансового рынка: есть риск оттока капитала по независящим от российской экономики причинам, например в случае кризиса на развивающихся рынках, схожих по характеристикам с российскими.
Из двух доступных форм выхода на рынок - через приобретение действующих местных банков и путем создания дочерних финансовых структур - банки-нерезиденты, скорее всего, предпочтут первую.
Растущая активность иностранных банков на российском рынке выражается как в участившихся покупках отечественных банков, так и в активном выходе в российские регионы посредством развития региональных сетей. На июль 2008 года на банки, полностью контролируемые нерезидентами, приходилось около 19 % совокупных активов и почти столько же собственного капитала. Однако, если учитывать прямые инвестиции и участие в капитале в качестве портфельных инвестиций, доля иностранцев вырастет до 41 %. Иностранная экспансия будет продолжаться, но уже меньшими темпами, чем в 2006-2007 годах. В условиях возросшей конкуренции для российских банков становится важным четкое позиционирование, понимание, в какой нише следует работать, чтобы быть конкурентоспособным.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. особенности и закономерности банковской конкуренции
- 1.1 Понятие и особенности банковской конкуренции и сфера её деятельности
- 1.2 Виды и уровни банковской конкуренции, формы банковских объединений
- ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РФ
- 2.1 Особенности банковской конкуренции в Российской Федерации
- 2.2 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
- 2.3 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Рынок банковских услуг.
- 1.3. Конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг
- 20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
- 1.4 Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг
- 1.1 Сущность, задание и структура рынка банковских услуг
- 2.3. Формы банковской конкуренции
- 58. Особенности применения маркетинга на рынке банковских услуг
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- 46. Защита конкуренции на рынке банковских услуг.