1.1 Понятие и особенности банковской конкуренции и сфера её деятельности
В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели. Характерные признаки конкуренции следующие:
Существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов).
наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики.
чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.
Аналогично банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Банковская конкуренция обладает целым рядом специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:
Первая из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, обусловлена таким специфическим свойством товара, которым оперируют финансовые организации, как всеобщая эквивалентность денег.
Денежные средства являются даже не высоко ликвидным, а абсолютно ликвидным товаром, в связи, с чем довольно трудно поддаются замещению другими товарами. В этом смысле деньги не являются товаром эластичного спроса.
Второе существенное отличие рынка банковских услуг от товарных рынков тоже обусловлено тем, что "товаром", который обращается, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.
В подавляющем большинстве случаев этот "товар" эфемерен. Его нельзя пощупать руками или ощутить на вкус. Электронные деньги для оператора являются не более чем цифрами, мелькающими на экране дисплея. Поэтому мир (действительность) финансового рынка в известном смысле виртуален. Реальность здесь зачастую не дана участнику рынка в ощущения. Она формируется в том же процессе, что и мышление участника рынка, а иногда и посредством этого мышления.
Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты. Банковские рынки привлекают к себе лучшие умы. Сочетание интеллектуальных способностей с компьютерными технологиями предполагает широкое поле для фантазий, которые, как показывает практика, не имеют границ. Здесь можно найти производные инструменты на любой базовый актив, можно увидеть производные инструменты там, где базовым активом является другой производный инструмент либо такого актива вообще нет, а есть, например, какой-либо произвольно меняющийся индекс-коэффициент.
Четвертая особенность конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая ее от конкуренции на товарных рынках, связана с мобильностью (подвижностью) финансового капитала.
Финансовый капитал является еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение - он может избегать стран, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию. Кредитные организации как субъекты, обеспечивающие соответствующую направленность движения финансового капитала (канализацию финансовых потоков), играют в этом процессе ключевую роль.
Пятое отличие конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на товарных рынках состоит в том, что приближенность к экономическому центру кредитной организации создает ей более весомые конкурентные преимущества по сравнению с аналогичным местоположением предприятия, конкурирующего на товарном рынке. В связи с этим М. Портер утверждает, что конкурентная "стратегия должна быть основана на понимании того, как местоположение влияет на конкурентное преимущество".
Рынок банковских услуг более глубоко вовлечен в процесс глобализации экономики по сравнению с товарными рынками.
Особенностью рынка банковских услуг, влияющей на формы и способы конкурентной борьбы, является активное нежелание конкурирующих субъектов испытывать на себе какое-либо регулирующее воздействие уполномоченных государственных органов. Чаще всего это делается "не по соображениям производственной необходимости, а из желания укрыть прибыли от риска или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует компания. Имеют здесь место и такие психологические" причины, как стремление отвести угрозу национализации, скрыть истинные размеры предприятия.
Специфический характер на рынке банковских услуг приобретает такая форма ведения конкурентной борьбы, как создание объединений юридических лиц - объединений, предполагающих отношения власти и подчинения, а также разнообразные формы зависимости между участниками финансового рынка.
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:
универсализация банковской деятельности.
либерализация государственного регулирования банковской деятельности.
расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов.
проникновение на банковский рынок не банков.
возрастание значения неценовой конкуренции.
глобализация банковской конкуренции.
усиление интенсивности банковской конкуренции - как результирующая всех названных закономерностей.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. особенности и закономерности банковской конкуренции
- 1.1 Понятие и особенности банковской конкуренции и сфера её деятельности
- 1.2 Виды и уровни банковской конкуренции, формы банковских объединений
- ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РФ
- 2.1 Особенности банковской конкуренции в Российской Федерации
- 2.2 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
- 2.3 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Рынок банковских услуг.
- 1.3. Конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг
- 20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
- 1.4 Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг
- 1.1 Сущность, задание и структура рынка банковских услуг
- 2.3. Формы банковской конкуренции
- 58. Особенности применения маркетинга на рынке банковских услуг
- Доминирующее положение на рынке банковских услуг
- 46. Защита конкуренции на рынке банковских услуг.