3.1 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
В Республике Беларусь в практике денежно-кредитного регулирования все шире используется инфляционное таргетирование -- ежегодное определение целевого показателя инфляции. Оно зародилось как реакция на утрату эффективности таргетирования денежных агрегатов.
Законодательством Беларуси установлено, что главнейшей задачей Национального банка является выработка и проведение денежно-кредитной (монетарной) политики белорусского государства, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля и поддержание стабильных цен. Для достижения этих целей Национальный банк должен располагать самостоятельностью и автономией среди других властных государственных структур. Мировой опыт свидетельствует, что степень независимости центрального банка влияет на большинство макроэкономических показателей, прежде всего на уровень стабильности цен, а также экономический рост и уровень безработицы. Наиболее независимыми от законодательной и исполнительной властей являются центральные банки Германии, Швейцарии и США. В этих странах на протяжении десятилетий среднегодовой уровень инфляции является весьма низким.
В таблице 3.1 приведена динамика кредитования банковской системой отраслей экономики и населения.
Таблица 3.1 - Динамика кредитования банковской системой отраслей экономики и населения, 2005-2012 гг
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Остатки задолженности-всего |
9107,4 |
12496,5 |
19699,9 |
29029,8 |
44830,8 |
63724,3 |
88921,1 |
148020,6 |
|
В том числе |
|||||||||
Краткосрочные |
4737,2 |
6064,0 |
9050,4 |
7041,7 |
12172,0 |
17837,7 |
22209,1 |
36139,4 |
|
В процентах к итогу |
52,0 |
48,5 |
45,9 |
24,3 |
27,2 |
28,0 |
25,0 |
24,4 |
|
Долгосрочные кредиты |
4370,2 |
6432,5 |
10649,2 |
21988,1 |
32658,8 |
45866,6 |
66712,8 |
111881,2 |
|
В процентах к итогу |
48,0 |
51,5 |
54,1 |
75,7 |
72,8 |
72,0 |
75,0 |
75,6 |
|
Просроченная и пролонгированная задолженность по кредитам |
265,1 |
179,2 |
194,9 |
183,4 |
280,6 |
595,6 |
653,0 |
711,0 |
Примечание. Источник: [13, с. 544].
Из данных таблицы 3.1 прослеживается тенденция к возрастанию доли долгосрочных кредитов в общей структуре выданных кредитов.
При этом доля краткосрочных кредитов снизилась с 52,0% до 24,4%. Имеет место рост просроченной и пролонгированной задолженности по кредитам с 265,1 до 711,0 млрд. руб.
В таблице 3.2 приведена статистика кредитования банковской системой отраслей экономики и населения в национальной валюте
Таблица 3.2 - Кредитование банковской системой отраслей экономики и населения в национальной валюте (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Остатки задолженности по выданным кредитам - всего |
5121,6 |
7883,4 |
13058,8 |
18122,6 |
30999,1 |
44911,2 |
69664,6 |
89590,4 |
|
в том числе: |
|||||||||
краткосрочные кредиты |
2656,7 |
3728,4 |
5731,6 |
3726,2 |
8101,6 |
11228,9 |
16024,5 |
16407,9 |
|
в процентах к итогу |
51,9 |
47,3 |
43,9 |
20,6 |
26,1 |
25,0 |
23,0 |
18,3 |
|
долгосрочные кредиты |
2464,9 |
4155,0 |
7327,2 |
14396,4 |
22897,5 |
33682,3 |
53640,1 |
73182,5 |
|
в процентах к итогу |
48,1 |
52,7 |
56,1 |
79,4 |
73,9 |
75,0 |
77,0 |
81,3 |
|
Просроченная и пролонгированная задолженность по кредитам |
97,0 |
98,4 |
122,8 |
103,2 |
162,1 |
382,4 |
205,4 |
283,2 |
Примечание. Источник: [13, с. 514].
Из данных таблицы 3.2 следует, что на протяжении анализируемого периода остатки задолженности по краткосрочным кредитам снижались, а по долгосрочным увеличивались.
Просроченная и пролонгированная задолженность по кредитам выросла с 97 до 283,2 млрд. руб.
В таблице 3.3 приведена динамика остатков задолженности по кредитам по отраслям экономики.
Таблица 3.3 - Остатки задолженности по кредитам банков, выданным отраслям экономики (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Остатки задолженности по выданным кредитам - всего |
7165,3 |
9188,9 |
14192,9 |
21009,2 |
32176,9 |
47686,1 |
66122,5 |
115877,4 |
|
в том числе: |
|||||||||
промышленность |
3261,3 |
3698,2 |
5371,5 |
7791,9 |
12247,1 |
19557,4 |
21556,3 |
23561,5 |
|
сельское хозяйство |
1145,7 |
1667,4 |
2865,3 |
4162,4 |
6936,1 |
10964,1 |
11253,6 |
12563,6 |
|
строительство |
192,5 |
248,8 |
424,8 |
780,7 |
1466,4 |
2153,3 |
2312,0 |
2452,1 |
|
торговля и общественное питание |
656,3 |
904,2 |
1521,6 |
2343,8 |
3154,8 |
4552,3 |
4852,3 |
5121,3 |
|
жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
228,5 |
277,8 |
324,1 |
298,4 |
238,1 |
494,7 |
502,6 |
532,2 |
|
прочие |
1681,0 |
2392,5 |
3685,6 |
5632,0 |
8134,4 |
9964,3 |
10022,1 |
11285,6 |
Примечание. Источник: [14, с. 515].
Из данных таблицы 3.3 следует, что наибольший объём выданных кредитов приходится на промышленность, почти в 2 раза меньше - на сельское хозяйство. Причём на эти две отрасли приходится больше половины всех кредитов.
При этом имеет место рост остатков задолженностей по выданным кредитам с 7165,3 до 115877,4 млрд. руб.
В таблице 3.4 приведена статистика остатков задолженности по краткосрочным кредитам в разрезе отраслей экономики.
Таблица 3.4 - Остатки задолженности по краткосрочным кредитам банков, выданным отраслям экономики (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Остатки задолженности по краткосрочным кредитам - всего |
4083,8 |
4818,0 |
6644,7 |
6888,8 |
11851,1 |
17440,6 |
21624,2 |
35443,5 |
|
в том числе: |
|||||||||
промышленность |
2343,7 |
2674,9 |
3727,9 |
3704,7 |
6764,1 |
9893,1 |
11236,5 |
13502,6 |
|
сельское хозяйство |
256,3 |
272,4 |
385,1 |
505,0 |
915,5 |
1436,5 |
2530,3 |
2219,9 |
|
строительство |
102,5 |
140,0 |
218,0 |
187,6 |
342,3 |
638,5 |
806,3 |
1031,8 |
|
торговля и общественное питание |
557,1 |
750,7 |
1124,1 |
1037,5 |
1844,7 |
2539,5 |
5085,7 |
7668,4 |
|
жилищное и коммунальное хозяйство |
132,6 |
138,1 |
127,9 |
88,6 |
119,6 |
306,0 |
512,3 |
596,1 |
|
прочие |
691,6 |
841,9 |
1061,7 |
1365,4 |
1864,9 |
2627,0 |
1060,9 |
1011,0 |
Примечание. Источник: [14, с. 516].
Из данных таблицы 3.4 следует, что по краткосрочным кредитам большая доля приходится на промышленность - более половины всех выданных краткосрочных кредитов. Второй по размеру краткосрочных кредитов является отрасль торговли и общественного питания.
При этом место рост остатков задолженностей по выданным кредитам с 4083,8 до 35443,5 млрд. руб.
В таблице 3.5 приведена динамика долгосрочных кредитов по отраслям экономики.
Таблица 3.5 - Остатки задолженности по долгосрочным кредитам банков, выданным отраслям экономики (на начало года, миллиардов рублей), 2005-2012 гг
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Остатки задолженности по долгосрочным кредитам - всего |
3081,5 |
4370,9 |
7548,2 |
14120,4 |
20325,8 |
30245,5 |
36294,6 |
|
в том числе: |
||||||||
промышленность |
917,6 |
1023,3 |
1643,6 |
4087,1 |
5483,0 |
9664,4 |
11597,3 |
|
сельское хозяйство |
889,4 |
1394,9 |
2480,3 |
3657,5 |
6020,6 |
9527,6 |
11433,1 |
|
строительство |
90,0 |
108,8 |
206,8 |
593,2 |
1124,1 |
1514,9 |
1817,9 |
|
торговля и общественное питание |
99,2 |
153,6 |
397,5 |
1306,3 |
1310,1 |
2012,8 |
2415,4 |
|
жилищное и коммунальное хозяйство |
95,9 |
139.7 |
196,1 |
209,9 |
118,5 |
188,6 |
226,3 |
|
прочие |
989,4 |
1550,6 |
2623,9 |
4266,4 |
6269,5 |
7337,2 |
8804,6 |
Примечание. Источник: [14, с. 546].
Из данных таблицы 3.5 следует, что промышленность и сельское хозяйство занимают наибольший удельный вес в структуре выданных долгосрочных кредитов.
При этом место рост остатков задолженностей по долгосрочным кредитам с 3081,5 до 30245,5 млрд. руб.
В таблице 3.6 приведена динамика основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь.
Таблица 3.6 - Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за 2002-2011годы
Основные показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Валовой внутренний продукт, трлн.руб. |
26138 |
36565 |
49992 |
65067 |
79267 |
97165 |
128829 |
136790 |
163011 |
274282 |
|
В % к предыдущему году |
105,0 |
107,0 |
111,4 |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,0 |
100,2 |
107,6 |
105,3 |
Примечание. Источник: [15].
Увязывая макроэкономические показатели таблицы 3.6 с динамикой учётной ставки и нормативов обязательных резервов можно сделать вывод что понижение учётной ставки и норм обязательного резервирования способствовало экономическому росту в РБ.
Депозиты в иностранной валюте увеличились с 10204,4 млрд. руб. на 1.01.2011 до 15599,1 млрд.руб. на 1.08.2011, причём весь прирост пришёлся на 1 полугодие, а с 1.06 наблюдается сокращение депозитов в иностранной валюте. Существенно увеличилась сумма ценных бумаг выпущенных банками в иностранных валютах с 211,6 млрд. руб., на 1.01.2011 до 960,2 млрд. руб. на 1.08.2011.
Таблица 3.7 - Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в 2005-2011 годах
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Инвестиции в основной капитал - всего |
10783,4 |
15095,8 |
20374,1 |
26053,3 |
29321,3 |
31201,2 |
33521,1 |
|
кредитов банков |
1541,8 |
2261,4 |
3845,4 |
5242,3 |
7801,3 |
8204,2 |
33496 |
|
кредитов банков |
14,3 |
15,0 |
18,9 |
20,1 |
22,1 |
23,0 |
25,1 |
Примечание. Источник: [16].
После начала мирового финансового кризиса условия выдачи кредитов ужесточились.
В Республике Беларусь в 2012 году право на получение льготных кредитов сохраняется для ветеранов боевых действий на территории других государств, для осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек. На льготные кредиты могут рассчитывать трудоспособные совершеннолетних члены семьи нанимателя жилого помещения социального пользования государственного жилого фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилого фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м. и более (в г.Минске - 10 кв.м. и более) на одного человека. Данное право также имеют совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда; совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов или специального фонда президента по поддержке талантливой молодежи. На льготные кредиты могут рассчитывать талантливые молодые ученые, которым были назначены стипендии президента Республики Беларусь, судьи и прокурорские работники, а также молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 1.1 Понятие банковской системы и её характеристика
- 1.2 Национальный банк как элемент банковской системы
- 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
- 3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 3.1 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
- 3 Национальный банк Республики Беларусь
- 12.2. Национальный банк Республики Беларусь
- 3.1 Функции и политика Национального банка Республики Беларусь.
- 30. Банки и их функции. Кредит и его роль в экономике. Банковская система Республики Беларусь.
- 1. Национальный банк Республики Беларусь и его статус
- 2. Функции Национального банка Республики Беларусь
- 76. Национальный банк Республики Беларусь и его роль в развитии национальной экономики.
- 11.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 2. Банковская система в Республике Беларусь. Особенности правового положения Национального банка Республики Беларусь
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь