logo search
Правовой статус Сберегательного банка Российской Федерации

1.1 Правовое регулирование банковской деятельности

Банки и другие кредитные организации действуют в определенном секторе рынка - в системе денежно-кредитных и финансовых отношений. Этим определяется предмет их деятельности: деньги, валютные ценности, другие финансовые инструменты.

Закономерности денежно-кредитной системы (эмиссия денег и денежное обращение, аккумуляция денег и их размещение) в значительной мере обусловлены функциями денег. Максимально эффективная реализация этих функций в виде банковских услуг - предмет деятельности кредитных организаций.

Функция денег как меры стоимости реализуется в таких формах банковской деятельности кредитных организаций, как открытие и ведение банковских счетов, зачисление денежных средств на банковские счета, переоценка валюты, начисление процентов и т.п. [26, c. 122].

В отношении Банка России эта функция проявляется в таких видах его деятельности, как эмиссия денег, поддержание их курса и покупательной способности, организация системы расчетов в стране [33].

Что касается записей на счетах, то они представляют собой не что иное, как деньги, но только в безналичной форме. Деньги могут иметь бумажный вид (наличные деньги) или дематериализованный, вид (цифровая запись на счете, электронный носитель). В литературе высказывается мнение, что безналичные деньги - это специфический вид банковской информации, которая используется в расчетах. Записи на счетах - это информация о стоимости денег. [27, c. 24].

Банковская деятельность может быть представлена как постоянно изменяющаяся информационная система, которая является отражением финансов и движения денег по счетам конкретного банка. Соответственно и денежное обращение - это циркулирование информации о стоимости в пределах всей денежно-кредитной и финансовой системы [36, c. 38].

Содержание понятия «банковская деятельность» помимо теоретического имеет чисто практическое, и даже прикладное значение (например, для правильности бухгалтерского учета, определения финансовых результатов и налоговых платежей) [35, c. 11]. При этом Банк России устанавливает правила бухгалтерского учета и контролирует их выполнение кредитными организациями. Кроме того, он осуществляет надзор за финансовым положением кредитных организаций.

В этой связи становится вполне очевидной важность роли, которую играют информация и ее правовая защита в банковской системе. Например, информация может повысить или, наоборот, понизить привлекательность банковских депозитов, акций, различных финансовых инструментов и ценных бумаг.

Поэтому банковская деятельность кредитных организаций и банковская деятельность Банка России взаимосвязаны по целому ряду направлений. Вместе с тем только Банк России осуществляет эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. Этим, а также и некоторыми другими признаками его банковская деятельность отличается от деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций.

Деньги выполняют функцию средства обращения (платежа). Соответственно этому и кредитные организации обеспечивают непосредственный оборот денег. Они интегрированы в общую денежно-кредитную и банковскую систему, имеют корреспондентские отношения с Банком России и с другими кредитными организациями, осуществляют расчеты между различными организациями, предприятиями и учреждениями. Функция мировых денег проявляется в различного рода обслуживании банками экспортно-импортных операций, в таких услугах, как перевод, в обмене иностранной валюты, в различного рода конверсионных операциях и т.п. [47, c. 24]

Деньги обладают системной функцией. Системная функция денег состоит в том, что они выполняют функцию накопления. Соответственно этой функции коммерческие банки принимают вклады и выдают кредиты. В этом смысле движение ссудного капиталя или, например, привлечение депозитов могут быть представлены как определенные системы, которые приобретают новые качества, по мере того как соединяются в более производительные системы, в которых происходит приращение стоимости денег.

Банки аккумулируют капитал как денежную систему. Затем они размещают капитал. Тем самым денежная микросистема кредитной организации посредством банковской деятельности интегрируется в другие системы, например в системы реальной экономики - через фондовый рынок.

В литературе различают основную и вспомогательную банковскую деятельность. Основная банковская деятельность - это такая деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки. Вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий осуществления основной банковской деятельности. Эта деятельность косвенно связана с результатами основной банковской деятельности. Например, к вспомогательной банковской деятельности относятся информатизация, охрана, система безопасности и другие аналогичные виды деятельности различных подразделений кредитной организации [50, c. 54].

Субъектами банковской деятельности являются Банк России и кредитные организации. Они обладают специальной правоспособностью, которая используется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности. При этом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковской деятельности. Эти цели различны, поэтому различны характер и объем их правоспособности [26, c. 128].

Банк России действует в соответствии со своим правовым статусом, закрепленным в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [7]. Закон регулирует процесс создания банковской системы и, соответственно, отвечает за предотвращение системных рисков, которые возникают в процессе взаимодействия кредитных организаций. Поэтому он устанавливает определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации. Но, прежде всего он принимает решение о регистрации вновь создаваемых кредитных организаций. Он обязан организовать нормативное регулирование всей банковской деятельности и банковский надзор за ней в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством.

В ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» указаны элементы, из которых состоит российская банковская система. Это Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков [12].

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется на основании:

1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:

- правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;

- регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;

- принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций [1];

2) федеральное законодательство:

- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (часть первая) (определяет понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.) [2];

- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» [12];

- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [7];

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [8];

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [5];

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [9] и др.;

4) указы Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов;

5) постановления правительства;

6) акты специализированных министерств и ведомств;

7) акты Центрального банка РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции. Они обязательны для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, вступают в силу со дня опубликования в Вестнике Центрального банка РФ, за исключением случаев, когда иной срок установлен советом директоров Банка России, не имеют обратной силы;

8) норм международного права - международных договоров и межбанковских соглашений. При этом международное право имеет приоритет перед нормами российского права.

Вопросы банковского права регулируются двумя группами международных норм:

1) нормами международного права - межправительственные соглашения, межведомственные договоры;

2) нормами, не имеющими силы международных, - они становятся обязательными:

- только при ссылке на них в международных контрактах;

- при специальном объявлении их в качестве таковых актами государственных органов РФ[27, c. 29].

Кроме нормативно-правовых актов, банковская деятельность регулируется обычаями делового оборота, которыми признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Вместе с этим, деятельность банков регулируется локальными правовыми актами, которые определяют механизмы реализации ими своих задач и функций. Так, например, деятельность Сбербанка России регулируется следующими локальными актами:

- Уставом открытого акционерного общества «Сбербанк России» от 4 июня 2010 года [17];

- Положением о Наблюдательном совете Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) [18];

- Положением о Правлении открытого акционерного общества «Сбербанк России» от 4 июня 2010 года [19];

- Порядком проведения Общего собрания акционеров Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) от 26 марта 2003 года [20];

- Положением о ревизионной комиссии Сбербанка России от 27 июня 2003 года [21];

- Положением о контроле за финансово-хозяйственной деятельностью Сбербанка России от 29 декабря 2004 года [22];

- Универсальным договором банковского обслуживания [23].

Особое значение, как и у любого хозяйствующего субъекта, имеет устав. Он устанавливает и определяет общие положения статуса Сбербанка РФ, проводимые банковские операции и другие сделки, уставной капитал банка, акции, облигации и иные эмиссионные бумаги, права и обязанности акционеров, прибыль банка, его резервные фонды, дивиденды, обеспечение интересов клиентов банка, учет и отчетность деятельности, порядок проведения общего собрания акционеров, наблюдательного совета банка, исполнительные органы, определяет крупные сделки и сделки с заинтересованностью, устанавливает организационную структуру, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить одну из главных проблем регулирования банковской деятельности - отсутствие единого нормативного документа. При этом имеют место многообразие ведомственных актов. Общий порядок осуществления банковских операций предусматривается законами и нормативными актами Банка России. Точно так же, банковскими законами и нормативными актами Банка России, регулируются вопросы принятия решений о регистрации и лицензировании кредитных организаций, порядок работы с банковской информацией.