logo search
Оценка кредитного портфеля

1.3 Методы управления качеством кредитного портфеля

В управлении кредитным портфелем коммерческого банка большое значение имеет изменение системы управления сроками активов и пассивов и, следовательно, разницей процентных ставок и, в конечном счете, доходностью. Каждый источник ресурсов обладает своими уникальными характеристиками, изменчивостью и резервными требованиями. Подход к их управлению - метод конверсии финансовых ресурсов, который рассматривает каждый источник средств индивидуально. Данный вид деятельности банка направлен, прежде всего, на предотвращение или минимизацию кредитного риска. В связи с этим в основе организационной структуры управления кредитным портфелем лежит четкое распределение полномочий руководителей различного ранга по возможности предоставления кредита, по условиям кредитной сделки в зависимости от размера ссуды, по степени риска и другим составляющим.

В системе мер управления кредитным портфелем немаловажную роль играет разработка и проведение кредитной политики банка, в основе которой формируется общая стратегическая цель и определяются пути ее достижения: приоритетные направления кредитных вложений, приемлемые и неприемлемые для банка виды активных операций, предпочтительный круг заемщиков и т.д. Основное требование к формированию кредитного портфеля и управлению им состоит в том, что портфель должен быть наиболее сбалансированным, т.е. повышенный риск по одним ссудам необходимо компенсировать надежностью и доходностью других займов. Также важной характеристикой управления кредитной политикой коммерческого банка является качество кредитного портфеля, которое должно оцениваться по определенной системе коэффициентов, включающей в себя абсолютные показатели (объем выданных ссуд и объем просроченных займов) и относительные показатели, характеризующие долю отдельных кредитов в структуре общей ссудной задолженности [6, С. 45].

Управление кредитным портфелем банка имеет несколько этапов:

1 этап - определение основных классификационных групп кредитов и вменяемых им коэффициентов риска;

2 этап - отнесение выданного кредита к одной из указанных групп;

3 этап - выяснение структуры портфеля (долей различных групп);

4 этап - оценка качества портфеля в целом;

5 этап - выявление и анализ факторов, меняющих структуру портфеля;

6 этап - определение величины резервов, которые надо создать под каждый выданный кредит (кроме кредитов, под которые создан единый резерв);

7 этап - определение общей суммы резервов, адекватной совокупному риску портфеля;

8 этап - разработка мер, направленных на улучшение качества портфеля.

Ключевым моментом в управлении кредитным портфелем банка является выбор критерия оценки качества каждого кредита и всей их совокупности. Формирования резерва обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Банк формирует резерв под возможное обесценение ссуды (кредита), т.е. под возможную потерю ссудой стоимости (полностью или частично) вследствие реализовавшегося связанного с данной ссудой кредитного риска. Величина такого обесценения определяется как разность между балансовой оценкой ссуды (остаток задолженности по ссуде, отраженный на счетах учета банка на момент ее оценки) и ее так называемой справедливой стоимостью на момент оценки (текущая рыночная оценка). При этом справедливая стоимость ссуды должна оцениваться на постоянной основе начиная с момента выдачи.

Формируя резерв, банк, исходя из категории ссуды, определяет размер так называемого расчетного резерва, т.е. резерва, отражающего величину его возможных финансовых потерь по ссуде, которые будут признаны таковыми при соблюдении предусмотренного в Положении порядка оценки факторов кредитного риска, но без учета наличия и качества обеспечения такой ссуды. В целях определения размера расчетного резерва в связи с ожидаемым действием факторов кредитного риска ссуды (за исключением ссуд, сгруппированных в однородные портфели) классифицируются в одну из пяти категорий качества:

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) -- нет кредитного риска (вероятность обесценения ссуды равна нулю);

II категория качества (нестандартные ссуды) -- имеется умеренный кредитный риск (есть вероятность обесценения ссуды на 1-20 %);

III категория качества (сомнительные ссуды) -- имеется значительный кредитный риск (есть вероятность обесценения ссуды на 21-50 %);

IV категория качества (проблемные ссуды) -- присутствует высокий кредитный риск (есть вероятность обесценения ссуды на 51-100 %);

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) -- отсутствует вероятность возврата ссуды, т.е. она будет обесценена полностью (на 100%).

Источниками получения информации о рисках, связанных с заемщиком, Центральный банк считает правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иную отчетность, дополнительно предоставляемые им сведения, а также средства массовой информации и другие источники, которые банк определяет самостоятельно. То есть банку в нормативном порядке вменяется обязанность добывать из самых разных источников информацию, необходимую и достаточную для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва. При этом он обязан также всю такую информацию о каждом заемщике фиксировать в специальном досье, а это досье должно быть доступно органам управления, службам внутреннего контроля банка, аудиторам и органам надзора [21, С. 90].

Банк формирует (регулирует) резерв на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и/или качества обеспечения ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика банк обязан реклассифицировать ссуду и при наличии оснований уточнить размер резерва. В документе Центрального банк РФ (Банка России) записано, что финансовое положение заемщика оценивается следующим образом:

- как хорошее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности потенциального заемщика и все иные сведения о нем свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе на будущее (существенное снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, значительный рост кредиторской и / или дебиторской задолженности и др.);

- как среднее, если анализ деятельности заемщика и/или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз его текущему финансовому положению, однако присутствуют негативные явления (тенденции), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к финансовым трудностям, если заемщик не примет меры, позволяющие улучшить ситуацию;

- как плохое, если заемщик признан банкротом либо если он является устойчиво неплатежеспособным, а также если анализ деятельности заемщика и / или иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых могут явиться его банкротство либо устойчивая неплатежеспособность заемщика (убытки, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства, значительный рост задолженности заемщика и т.п.).

В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды следует относить в одну из трех категорий: хорошо обслуживаемая; обслуживаемая средне; неудовлетворительно обслуживаемая. Следует отметить, что обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если [20, С. 66]:

- платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;

- имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и/или процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

- по ссудам, предоставленным юридическим лицам - до 5 дней;

- по ссудам, предоставленным физическим лицам - до 30 дней.

Обслуживание долга должно быть признано неудовлетворительным, если: имеются просроченные платежи по основному долгу и/или по процентам в течение последних 180 календарных дней (по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 30 дней; предоставленным физическим лицам, - свыше 60 дней; ссуда реструктурирована и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и / или по процентам, а финансовое положение потенциального заемщика оценивается как плохое); ссуда предоставлена заемщику прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее полученной ссуде, либо банк прямо или косвенно принял на себя риск потерь в связи с предоставлением денег заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено выше среднего при условии, что ранее выданная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде.

Сформулированные профессиональные суждения о финансовом положении заемщика и о качестве обслуживания им долга позволяют путем комбинаций двух данных критериев определить категорию качества каждой конкретной ссуды так, как представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание долга

Хорошее

Среднее

Неудовлетворительное

Финансовое положение

Хорошее

Стандартные (I категория качества)

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Среднее

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Плохое

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Безнадежные (V категория качества)

Свои специфические особенности имеют процедуры оценки кредитного риска и определения суммы резерва по ссудам, сгруппированным в однородный портфель. К таким ссудам по усмотрению банка могут быть отнесены, в частности, кредиты физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям и организациям малого бизнеса [23, С. 87].

Реально резерв формируется (кроме ссуд I категории качества) с учетом наличия и категории обеспечения ссуды. При наличии обеспечения I или II категории качества минимальный размер резерва определяется по формуле:

P = PP * (1 - (ki * Обi/Ср)), (1.1)

где Р -- минимальный размер резерва. Имеющийся резерв, фактически формируемый банком, не может быть меньше данной величины;

РР -- размер расчетного резерва;

ki -- коэффициент (индекс) категории качества обеспечения. Для обеспечения I категории качества ki принимается равным 1, для обеспечения II категории качества ki - равным 0,5; Обi - стоимость обеспечения соответствую-щей категории качества (за вычетом дополнительных расходов банка);

Ср -- величина основного долга по ссуде.

Если ki * Обi ? Ср, то Р принимается равным 0.

При анализе кредитного портфеля банка делают акцент в оценке 3-х позиций: первая - диверсификации кредитного портфеля банка; вторая - качество кредитного портфеля банка; третья - доходность кредитного портфеля банка. Следует отметить, что внешним пользователям достаточно сложно определить специфику кредитной деятельности банка. Анализ можно проводить по следующим этапам. Во-первых, определяем общую величину кредитных вложений, находим ее долю в активе баланса банка, оцениваем динамику за анализируемый период. Во-вторых, проведем группировка статей кредитного портфеля и проанализируем структуру и динамику структуры кредитного портфеля в разрезе основных элементов его формирования. Для оценки структуры выданных кредитов возможно использование различных группировок кредитов. При анализе кредитного портфеля могут использоваться следующие группировки:

- по основным видам ссудной задолженности;

- по видам кредитных продуктов;

- по основным портфелям, сформированным по однородности;

- по субъектам предоставления кредитов или категориям заемщиков;

- по срокам погашения выданных кредитов;

- по валютам выдаваемых кредитов;

- по категориям качества и степени риска (с группировкой кредитов).

Так же важно оценить не только структуру, но качество кредитного портфеля. Система оценки качества кредитного портфеля включает в себя:

- выбор критериев оценки;

- способ оценки качества элементов и сегментов кредитного портфеля;

- определение методов классификации элементов портфеля по группам качества (риска);

- оценка качества кредитного портфеля в целом на основе системы финансовых коэффициентов;

- оценка качества кредитного портфеля на основе его сегментации.

В настоящее время при оценке и управлении кредитным портфелем банка используется система коэффициентов, предложенная доктором экономических наук, профессором О.И. Лаврушиным. Основные показатели для оценки качества оценки кредитного портфеля приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Коэффициенты оценки качества кредитного портфеля

Критерий оценки

Финансовые коэффициенты

Степень кредитного риска

Количественная оценка степени кредитного риска.

Сумма остатка задолженности к i-той крупе x Вес i-той группы:

К1 =

К2 =

Степень защиты банка от риска

К3 =

К4 =

К5 =

К6 =

К7 =

К8 =

К9 =

К10 =

К11 =

Доходность кредитного портфеля

К12 =

К13 =

К14 =

К15 =

К16 =

Ликвидность кредитного портфеля

К17 =

К18 (Н6) =

К19 (Н7) =

Таким образом, подводя итог первой главе можно сказать, что под кредитным портфелем банка понимается совокупность требований банка по кредитам, которые классифицированы по критериям, связанным с разными факторами кредитного риска или способами защиты от него. Качественное отличие кредитного портфеля от других портфелей банка заключается в таких сущностных свойствах кредита и категорий кредитного характера, как возвратное движение стоимости между участниками отношений, а также денежный характер объекта отношений. При этом кредитный риск не может являться единственным критерием качества кредитного портфеля банка, поскольку понятие качества кредитного портфеля шире и связано с рисками ликвидности и потери доходности банком. Однако значимость критериев будет изменяться от условий, места функционирования банка, а также его стратегии.

В условиях современной рыночной экономики, управление кредитным портфелем, приоритеты его формирования и методы оценки должны непрерывно подвергаться анализу и совершенствоваться. При жесточайшей конкуренции, реализовывая различные кредитные операции, банк должен стремиться не только к их росту, т.е. получению прибыли, но и к повышению качества кредитного портфеля. Поэтому для эффективного управления кредитным портфелем с целью привлечения клиентов, необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам портфеля банка.

Количественный анализ предполагает изучение состава и структуры кредитного портфеля банка в динамике по ряду экономических показателей, к которым относят: объем и структуру кредитных вложений по видам; структуру кредитных вложений по группам заемщиков; сроки предоставления кредитов; своевременность погашения кредитов; отраслевую принадлежность кредитов; виды валют; уровень процентных ставок. Такой анализ позволяет выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития и возвратности кредитов и их доходности. Большое значение здесь имеет сопоставление фактических остатков задолженности с плановыми прогнозами.

Помимо этого, необходим анализ качества кредитного портфеля. Сфера деятельности кредитополучателя и его социальный тип обладают различным риском для разных экономических условий, поэтому, и виды кредита в зависимости от объемов и целей оцениваются по-разному. Данный момент нужно учитывать при изучении кредитного портфеля банка. Для этого используются различные относительные показатели, рассчитываемые по обороту за определенный период или по остатку на определенную дату. К ним относят удельный вес проблемных кредитов в валовом клиентском кредитном портфеле, отношение просроченной задолженности к акционерному капиталу.

В настоящее время на основе качественной характеристики кредитного портфеля можно дать оценку соблюдения принципов кредитования и степени риска кредитных операций, перспектив ликвидности данного банка. Оценка качества кредитного портфеля на основе постоянного анализа, сможет позволить менеджерам банка эффективно управлять его ссудными операциями. При этом одним из необходимых элементов грамотного управления финансовым потоком коммерческого банка является поддержание конкурентной способности кредитного портфеля банка в целом и каждого отдельного кредита, в частности. То есть, по основным показателям, таким как доходность, ликвидность, степень риска, кредитный портфель банка и отдельные кредиты должны быть лучше, чем у банков-конкурентов - в этом и заключается залог успеха данного финансового учреждения (банка). В любом коммерческом банке состояние кредитного портфеля должно находиться под непрерывным мониторингом и постоянно улучшаться и совершенствоваться.