3.1 Система «Клиент-банк» и ее телекоммуникационные средства
Удаленное банковское обслуживание предполагает проведение операций без визита в банк на основании инструкций, передаваемых по каналам удаленного доступа.
Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание. Затем появились услуги по телефону. Примерно полтора года назад возник новый подход к взаимодействию банка с клиентом - многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Сначала такие услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. В настоящее время ситуация изменилась в сторону использования Internet. [2]
Вообще говоря, существует множество систем телекоммуникации, пригодных для использования в системе "банк-клиент". Для взаимодействия в режиме on-line могут применяться: BBS (Bulletin Board System) - электронные доски объявлений, World Wide Web (WWW) - Всемирная Паутина и целый ряд систем электронной почты. Однако у каждой из них есть свои недостатки и ограничения, затрудняющие их использование.
Вопрос выбора режима работы системы также далеко не прост. Системы, работающие в режиме on-line, очень удобны при организации распределенного доступа к информации. Однако, при отсутствии надежных и устойчивых каналов связи (что, к сожалению, характерно для нашей страны) накладные расходы на поддержание работоспособности распределенной системы возрастают настолько, что их использование становится нецелесообразным. Кроме того, немаловажно, что для эксплуатации on - line системы требуется в 5 - 10 раз больше физических или виртуальных каналов, чем в off - line системах. При этом необходимо, чтобы их пропускная способность была выше, чем в случае использования off - line систем.[12]
Сейчас можно встретить примеры использования практически любого вида связи. Среди основных технологических решений следует отметить: коммутируемые телефонные линии связи (в том числе систему "Искра-2" и сотовые телефоны), сети Х.25 ("Спринт", "Инфотел" и т. д.), IP-сети ( Relcom Internet ), спутниковые линии связи (например, систему SkyLink фирмы Livewire Digital , работающую через систему спутников Inmarsat ).
Среди систем электронной почты следует отметить две, для которых существуют четкие международные стандарты: SMTP (почта сети Internet ) и Х.400. Сеть Internet предназначена в первую очередь для передачи некоммерческой информации, поэтому только Х.400 в полной мере отвечает требованиям систем распределенного документооборота. Однако, не следует забывать о существовании частных реализаций почтовых систем. Стандарты описывают виды сервиса, предоставляемого клиентам, и протоколы взаимодействия различных подсистем. А частная реализация может использовать лишь некоторые необходимые виды сервиса и при этом вполне удовлетворять потребности конкретной прикладной системы.
Для достижения требуемой надежности доставки сообщений в группе стандартов Х.400 есть специальный документ, описывающий правила обмена информацией между абонентами почтовой системы. Он называется "Электронный обмен данными" (Electronic Data Interchange , EDI ) и имеет обозначение Х.435. Его функция - обеспечение надежной транспортировки электронных документов от одной прикладной системы к другой, с соблюдением их целостности и конфиденциальности. [12]
В настоящее время стремительными темпами происходит внедрение систем электронного документооборота в различных предприятиях всех уровней. В соответствии с этим можно ожидать, что система "банк-клиент" в ближайшем будущем передаст часть своих сегодняшних функций внутренним средствам автоматизации предприятия. Как следствие этого существенно упростится экранный интерфейс. Одновременно резко возрастет количество типов документов, обрабатываемых системой, и количество различных внешних систем, с которыми она должна будет уметь взаимодействовать. Фактически система превратится в универсальную станцию внешнего документооборота, или EDI -станцию. Ее основными задачами станут следующие:
* взаимодействие с различными внутренними и внешними автоматизированными системами;
* обработка документов различного типа.
* маршрутизация документов между пользователями и приложениями, использование соответствующих средств аутентификации и криптозащиты;
* взаимодействие с различными транспортными системами телекоммуникаций, в том числе, с системами, работающими в режимах off-line и on-line.
Система "банк-клиент" в настоящее время превращается в необходимый вид сервиса, который каждый солидный банк должен предоставить своим клиентам. В условиях повсеместного перехода от бумажного к электронному документообороту, наличие такой системы зачастую определяет выбор клиентом того или иного банка. Кроме того, при удачной реализации система "банк-клиент" может использоваться банком для организации документооборота со всеми своими партнерами - любыми физическими и юридическими лицами.
- Введение
- Глава 1. Сущность и особенности ИС в банковской деятельности
- 1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем
- 1.2 Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке
- 1.3 Программное обеспечение АБС
- 1.4 Техническое оснащение современных АБС
- Глава 2. ИС в банковской деятельности
- 2.1 Международная система SWIFT
- 2.2 Безопасность АИС в банках
- 2.3 Тенденции развития ИБС
- Глава 3. ИС удаленного банковского обслуживания
- 3.1 Система «Клиент-банк» и ее телекоммуникационные средства
- 3.2 Способы использования Internet финансовыми организациями
- 3.3 Система интернет-банк
- Специфика банковских информационных систем
- 3.2. Банковские информационные системы
- Информационные технологии в банковской деятельности.
- 11. Банковские информационные системы
- 4.1 Банковские информационные системы
- Рынок информационных банковских систем
- Банковские информационные системы как инструменты банковской деятельности.
- Банковские информационные системы.
- Проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности.